При посещении Нижнего Новгорода туристами упор всегда делается на главные достопримечательности, но есть в этом городе и ещё кое-что интересное. На берегу реки Волги прямо на верхней набережной стоит Жемчужина. Декор Жемчужины довольно вычурный, эклектичный, но на фоне масштабного Нижегородского Кремля и Чкаловской лестницы выглядит гораздо скромней. У меня это место ассоциируется с набережной Питера и его нескончаемыми дворцами.
Создателем Жемчужины, точней, заказчиком, был сын известного в этих краях "железного старика", купца Григория Рукавишникова, Сергей:
"Дом Макаров, будущий дом его, велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить его. Чертежи‑планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом — дворец. И во дворце сто комнат. И зала в два света. И лестница‑мрамор — какого нет нигде. И будет дворец тот стоить ровно миллион. Так нужно. Велик и чудесен Макаров дворец. Пусть весь город ахает"
Именно такой описывает Жемчужину Нижнего Новгорода Иван Рукавишников, старший брат Сергея, написавший роман о своём семействе под названием "Проклятый род". Герои романа хоть и вымышленные, представлены под другими именами, но фактически в романе описывается вся подноготная его собственной семьи.
Жемчужина оказалась непростой, а с секретом: в особняк фактически встроен старый небольшой домик. Он принадлежал купцу Везломцеву и был куплен с аукциона ещё самим Григорием Рукавишниковым. По одной версии в целях экономии сносить его не стали, а просто "встроили" в новый особняк. Не забывайте - лимит в миллион. По другой версии пришлось пойти навстречу маме и сохранить старый дом таким оригинальным способом. Эпизод с "тётушкой" тоже описывается в романе:
"Вот что я, тетя, надумал. Конечно, лучше вам здесь жить, коли желание ваше таково. Память и все такое. Но вот что я вам предложу: остальное место вы мне продайте. Я тут дом хочу строить. Вам же приятнее. Соседи будут. Родня. А вы здесь. Вы здесь. Не беспокойтесь. Здесь. Всегда здесь.
— Я здесь. Да.
— Вот и хорошо. Согласны? А я вам денег дам.
— Не нужно мне. Только я здесь."
Жемчужина, то есть Усадьба Рукавишниковых, была построена в 1877 году, всего за два года, хотя внутренняя отделка продолжалась ещё столько же.
Здание дополнил флигель, служебный и конюшенный корпуса. Внутренние интерьеры усадьбы неподготовленного человека просто сражают наповал своей роскошью, зачастую аляповатой и чрезмерной, но такой притягательной. Во многих помещениях просто зависаешь, рассматривая роспись стен и лепнину потолков.
Осмотр начинается с "деловой зоны", расположенной на первом этаже. В бывшей гардеробной сейчас представлен макет Нижне-Волжской набережной, под которым на проекторе показаны моменты из истории создания самой усадьбы. Тут же рядом располагалась библиотека и ещё одно важное помещение с секретом.
На первом этаже, подальше от суеты и шума, находится одно из самых роскошных помещений усадьбы, которое охраняют злые львиные головы. Ещё бы, ведь здесь в кабинете владельца в огромном секретном сейфе с дверью в человеческий рост были сосредоточены финансы, ценные бумаги и драгоценности. По роману брата Сергей Рукавишников свой кабинет игнорировал и предпочитал работать на втором этаже в столовой:
"Но не сделалась комната кабинетом хозяина. По одному своему второму этажу бегает. И в столовой, как в кабинете своем"
На втором этаже сразу вызывает интерес небольшая проходная комната с игрушками. Но оказывается детская вовсе не детская, потому что дети и няня жили совсем в другом месте. Тут просто разрываешься на части, внимание перескакивает с экспонатов на лепнину потолка, потом на не менее интересный паркет под ногами.
В соседней комнате с лепниной явно переборщили, тут больше привлекает внимание необычный паркет. Если смотреть на него с разных ракурсов, то рисунок будет преображаться. Эффект необычный, как будто наблюдаешь за картинками в калейдоскопе. Паркетные полы были обнаружены и восстановлены реставраторами.
А за окном открывается прекрасный вид на Волгу. Точней с балкона. Жаль, что на него нельзя выйти и прогуляться. Балкон довольно длинный, практически во весь этаж. Здесь наверняка любовались видами гости, а может быть и хозяева чаи гоняли: "Будем чай пить и на улицу смотреть"))
Гуляешь по усадьбе дальше и кажется, что роскоши нет конца и края - перед нами парадная гостиная, пространство которой занимает огромный круглый стол. Сейчас за столом проводятся общественные заседания, а при Рукавишниковых гости вели беседы, расположившись на диванах. Декор гостиной пестрит обилием красок, а роспись медальонов на потолке между прочим подлинная, 19-го века.
Из парадной гостиной усадьбы попадаем в бальный зал, который поражает своим убранством и размахом. Потолочная роспись с изображением парящих в небе ласточек создаёт иллюзию бесконечности, от которой потолки зала кажутся ещё выше. Говорят, что плафон на потолке был утрачен, и его заменили росписью. Если вы еще не поражены увиденным, тогда рекомендую посмотреться в огромное зеркало посреди бального зала. А теперь представьте, сколько оно могло стоить и как его надо было изготовить и доставить в усадьбу по нашим российским дорогам. Кстати, первый приём Рукавишников проводил без зеркал, потому что их стоимость не вписывалась в установленный лимит: миллион и ни копейкой больше!
К концу осмотра становится понятна задумка маршрута по дому - десерт, то есть бальный зал и зеркальный коридор с парадной лестницей оставляют напоследок, чтобы они не перебивали интерес к остальным помещениям.
В Зеркальном коридоре внимание сразу привлекает подобие портала в потусторонний мир - огромные зеркала, поддерживаемые атлантами, располагаются друг напротив друга. Не хотелось бы оказаться здесь в тёмное время суток в полном одиночестве, а вот незамужние девушки с удовольствием использовал такой приём при гадании в надежде увидеть в отражении суженого.
Возможно, мистика в доме действительно присутствует - по интернету гуляет фотография усадебного флигеля для слуг с очертаниями сущностей в окнах. Фото сделано в 1936 году, когда о фотошопе не могло быть и речи. Мол, живут здесь духи прислуги и охраняют главную тайну семьи Рукавишниковых - клад. Клад действительно так и не нашли, хотя он вполне имеет место быть. Таким образом богатое сословие пыталось уберечь от разграбления свои капиталы от большевиков и вернуться за ними позже, когда ситуация поуляжется. Вспомните, к примеру, "12 стульев "и тёщу Кисы Воробьянинова.
После прогулки по залам усадьбы становится понятно, почему её называют Жемчужиной. Я бы добавила редкой. А вот при чём здесь какой-то там карман? А "карманом" прозвали сам Нижний Новгород, потому что он был одним из крупнейших торговых городов России. Вот и получилась "жемчужина в кармане".
У меня она ассоциируется с драгоценной музыкальной шкатулкой, которая, раскрываясь, позволяет с трепетом заглянуть в неё и подолгу рассматривать содержимое. Хотя... жемчужина вырастает внутри закрытой раковины, чем не похожая аллегория?
Про усадьбу Рукавишниковых пишут, но она почему-то не так на слуху, как основные визитные карточки Нижнего Новгорода.
Сама узнала про неё фактически накануне поездки и поделилась со знакомыми, которые тоже планировали поездку в эти края. Заинтересовались и потом благодарили за подсказку. Надеюсь, что и вам информация пригодится, ведь "Жемчужина в кармане" действительно заслуживает Вашего внимания.
Всем хорошего настроения и новых приятных впечатлений!
Ставьте лайки, оставляйте комментарии, делайте репосты!
Подписывайтесь на мой канал и читайте статьи о достопримечательностях и путешествиях!