Найти в Дзене

ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

Как выбрать сказку для самых маленьких?
Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала — с колыбельными, потом — с пестушками, затем — с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны… Эти признаки помогут нам и в сборниках сказок найти сюжеты, адресованные самым маленьким слушателям.

Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как "Репка", "Теремок" и др. Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Психологи отмечают, что для лучшего ПОНИМАНИЯ малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими ОПОРОЙ может быть ДОМАШНИЙ ТЕАТР на столе с фигурками.

Какие сказки нужны дошкольникам?

При чтении и разыгрывании сказок с детьми 3х-4х лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках "Зайкина избушка" , "Кот и петушок"), торжестве правды над обманом ("Лисичка со скалочкой", "Коза и семеро козлят" и пр.),об опасности зазнайства и стремления к "легкому хлебу" ("Заяц-хваста", "Легкий хлеб", "Круть и Верть")…

Герои же волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

В отличие от "героев" массовой культуры, МЕСТЬ скажем, не является тем импульсом, что ведет на подвиги героев русских сказок. Например, для того, чтобы уговорить, наконец, Никиту Кожемяку сразиться со Змеем, царю приходится прибегнуть к особой "хитрости": он приводит под окно кожемяки двести детей, которых Змей осиротил. Глядя на их слёзы, Никита "и сам прослезился". Сказка учит тому, что не жажда мести, но способность к СОСТРАДАНИЮ может дать человеку такую силу, которая способна сделать его настоящим героем и привести к победе в неравном бою. Ну а, победив Змея, "сделавши святое дело", Никита за то никакой награды не взял, снова кожи мять отправился.

Волшебные сказки могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. А если, вдобавок, в вашей детской найдется место для "богатырского облачения" и кукольных персонажей к былинам, то с их помощью ребенок сможет самостоятельно придумывать сюжеты к своим играм. Подобные сюжетно-ролевые игры — прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров-трансформеров.

Все ли сказки хороши?

Сказка сказке — рознь

До чего удивительно составлены, порой, сборники сказок! Так и кажется, что адресовывали их составители не ребенку, а опытному взрослому-путешественнику по сказочному миру, в котором не всегда все безупречно.

Рядом с одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви — которая долготерпит и милосердствует, не ищет своего и все переносит, которая никогда не кончается (сказка "Безручка") — соседствуют "Семь Симеонов", откуда мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться ВОР — ему и милости царские в благодарность за пригодившееся "ремесло". Понятно недоумение вдумчивого читателя, ищущего в сказке заповеди нравственного закона.

Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка — явление культуры, в которой сплетено бывает высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. Взрослому человеку свойственно, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимать их или отвергать — в соответствии с теми ценностями, которые были заложены в детстве, с жизненной позицией. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим ОСМЫСЛЕННЫЙ и ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД к выбору занятий, игрушек и чтения, которые предлагаются малышу.

Итак, при выборе сказок будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась РОМАНТИЗАЦИЯ воровства, хитрости , продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи "легкого хлеба" , а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над ПОРЯДОЧНОСТЬЮ, ПРОСТОДУШИЕМ И СВЯТЫНЕЙ.

Как при выборе сказки для чтения детям не попасться "на удочку" захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями подобного толка? Для этого нужно, поразмыслив над сказкой, понять для себя: на чьей стороне "сказитель" — тот, с чьих слов сложена сказка? Кому он сочувствует? Над кем посмеивается? Совпадает ли его жизненная позиция с нашей?

Объяснять ли детям сказку?

… Возникает естественный вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку, её "уроки", анализировать содержание? Попробуем разобраться.

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается СОБСТВЕННОЕ впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее оно отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить её усвоение — пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.

Марина Цветаева, вспоминая свои ранние детские впечатления от прочитанных стихов, пишет: "Когда мать не спрашивала — я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятыми."

Конечно, "понимание" ребенка сильно отлично от взрослого. Но его впечатления ярче и образнее видения взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования. Попытки совместного с ребенком его анализа — дело школьного возраста. До того опытные бабушки могли вспоминать сказочные коллизии что называется "к слову": куда это ты, точно колобок , покатился? смотри, как бы не нашлась на тебя "лиса"… и т.п.

Отвечать же нужно на те вопросы, которые по ходу "сказывания" сказки ребенок задаст вам сам.

Анастасия Абрамова, педагог-режиссер