Найти тему

Триал. А каков регламент?

В 2002 году российские автогонщики впервые в истории международных автомобильных соревнований стали чемпионами Европы по трак-триалу на грузовых автомобилях. Вдвойне приятно, что этого выдающегося успеха добились гонщики автомобильного завода «УРАЛ». Прошло двадцать лет и сейчас, возрождая это направление на Уральском автозаводе, в преддверии миасского этапа соревновании по триалу хочется вспомнить регламент тех стартов, когда «УРАЛ» покорял европейское бездорожье.

В переводе с английского слово «триал» означает «испытание», «преодоление». Трак-триал – это испытание возможностей грузовых автомобилей и мастерства их экипажей при преодолении естественных препятствий на местности или искусственно созданных преград.

Впервые Чемпионат Европы по трак-триалу на грузовых автомобилях состоялся в 1990 году. Он разбит на этапы, каждый из которых проводится на отдельной трассе. Чемпионат Европы 2002 года включал 7 этапов. Победитель определяется как на каждом этапе, так и по сумме результатов на всех этапах. В абсолютном первенстве в зачет идут пять лучших результатов каждого гонщика, а два наихудших исключаются.

В зависимости от конструктивных особенностей, все машины, участвующие в соревнованиях, разделены на категории. Наши гонщики участвовали в соревнованиях «старших» категорий: С4 – колесная формула 6х6 и С5 – колесная формула 8х8.

Трасса каждого этапа разбивается на несколько секций. Секция – огороженный лентой участок трассы, на котором размещаются от 5 до 15 ворот. Ворота – две стойки высотой 1,5 метра, расположенные друг от друга на расстоянии 2,7 до 3,5 метров, в зависимости от профиля трассы. Одна из стоек имеет цветную маркировку, и именно эта рейка всегда должна находится слева от водителя (по ходу движения машины), независимо от того, движется автомобиль передним или задним ходом.

По правилам соревнований, все машины, стартуя по очереди, должны последовательно проезжать каждую секцию, преодолевая максимально возможное (в идеале – все) количество ворот. Очередность выезда машин на трассу соревнований определяется местами, занятыми экипажами на предыдущем этапе. Если какая-то секция целиком, или отдельные ворота не будут пройдены, экипаж штрафуется. Но штрафные очки начисляются не только за не пройденные ворота, но и ошибки, допущенные при их прохождении. Система штрафов отработана до мелочей, и экипажи наказываются за малейшую ошибку. Коснулся ворот – штраф, преодолел ворота в два приема – штраф за изменение направления движения, застрял и тебя эвакуировали – еще больший штраф. Самое жестокое наказание – дисквалификация накладывается на экипаж в том случае, если при преодолении ворот машина коснулась ленты и вышла за пределы участка, ограниченного ею. Поэтому иногда гонщики предпочитают не проходить отдельные ворота, боясь, например, застрять в них и получить гораздо большее количество штрафных очков, чем начисляется за отказ проходить ворота. Маршрут, предварительно намечаемый каждым экипажем, и определяет ту тактику, которой будут придерживаться гонщики на дистанции.

-2

Как вспоминает Сергей Петелин, водитель-испытатель АЗ «УРАЛ», штурман, чемпион Европы по трак-триалу 2002 года: «Первое, что мы делаем, приезжая на этап, идем смотреть трассу и намечать маршрут. Смотрим, какие ворота можем пройти и в какой последовательности. Для этого нужно хорошо представлять возможности машины и гонщика. Правда, иногда бывает, что разработанный заранее маршрут приходится экстренно менять. Дождь, например, прошел и все сразу меняется. А бывает и так, что ты начинаешь движение вслед за кем-то, а он так наследил, что приходится вносить коррективы в первоначальный маршрут. Поэтому штурман должен, кроме основного маршрута, иметь в голове и дополнительные варианты, и в случае необходимости быстро подсказать пилоту требуемые изменения».

Автомобильный завод УРАЛ - YouTube