Автор: Анна Мифтахова, Asia-Plus
В честь Дня археолога, который отмечается ежегодно 15 августа, мы поговорили с Татьяной Филимоновой – единственной женщиной-археологом Таджикистана, которая рассказала нам о своей работе и самых значимых для мировой науки находках.
Татьяна Германовна является членом-корреспондентом Немецкой академии наук и одним из десяти лучших археологов Центральной Азии.
Галька, которая тоньше чем лезвие бритвы
«В каменном веке на территории современного Таджикистана была развита галечная культура. Если в эпоху нижнего палеолита (1 млн лет назад) гальку просто отбивали с одной стороны и получался острый предмет, то уже в эпоху верхнего мезолита ее научились обтачивать и придавать форму.
Древние люди стали делать из гальки мелкие и тонкие пластинки, которые были тоньше, чем лезвие бритвы и во время полевых работ успешно использовали. Кстати, не каждый человек нашего времени сможет выточить подобные пластинки из камня», – рассказывает кандидат исторических и археологических наук Татьяна Филимонова.
Технология изготовления галечных орудий труда существовала в древнем Таджикистане вплоть до эпохи бронзы, что является феноменом, не зафиксированным ни в одной из мировых культур. К началу среднего палеолита появились новые типы орудий и техника обработки, которые наслаивались на галечную культуру в разные исторические периоды.
Саразм не единственный протогород Таджикистана
В 2020 году в Кулябе были обнаружены артефакты, датированные третьим тысячелетием до нашей эры. Татьяна Филимонова лично принимала участие в раскопках и исследованиях.
По ее словам, находки относятся к древнему могильнику, и прямой связи к возникновению города не имеют.
«Ранее на территории Таджикистана был известен только один очаг сложения протогорода – это Саразм. На основании же находок в Кулябе, являющимися самыми ранними историческими памятниками Южного Таджикистана, можно говорить и о существовании еще одного центра цивилизации древней Бактрии, охватывающего долину реки Сурхоб», - говорит археолог.
В будущем изучение могильника в Кулябе поможет понять роль бактрийцев в этногенетических процессах на территории всей Центральной Азии.
«Два найденных в Кулябе могильника, ценны тем, что относятся к поздней эпохе бронзы (до 2 тыс. лет до н.э.), а в последние годы мы нашли несколько могильников, показавших, что эпоха бронзы начала здесь развиваться гораздо раньше – с 3 тысячелетия до н.э., – отмечает Филимонова. – Сейчас датировка приблизилась к неолиту, что позволяет заполнить пробел в изучении истории Таджикистана. Ведь ранее был большой промежуток: сразу после каменного века – эпоха бронзы, то есть около 1,5-2 тысяч лет были потеряны. Благодаря могильнику в Кулябе мы этот пробел понемногу заполняем. Мы нашли также три могильника: в Фархоре, в долине реки Яхсу (вверх по течению реки Сурхоб) и в Кангртуте. Возможно, поселенцы пришли туда либо с территории северного Афганистана, либо из восточной Туркмении».
Определение возраста находки «на глазок»
Для поиска древних артефактов, могильников, поселений, крепостей и прочих свидетельств жизни людей группа археологов обычно прочёсывает местность, опытным взглядом выявляя определенные признаки возможных находок.
«Если это теппа (холм), то ее ровные очертания видны на местности, если могильник – то есть определённые выкладки, курганчик тоже заметен, а в речных, селевых или дорожных обрывах можно углядеть культурные слои: очаги, выкладки, керамику, кости и прочее. Пахоту археологи тоже внимательно осматривают, так как и там можно что-то найти.
Чаще всего поиски оправдывается, но иногда логика древних людей не совпадает с нашими современниками и находки встречаются в неожиданных местах. Поэтому археологи иногда проходят мимо, но местные жители начинают копать, к примеру, отхожее место, и что-то находят, впоследствии сообщая об этом учёным», - поясняет Татьяна Германовна.
Кстати, по ее словам, возраст находок таджикские археологи определяют «на глазок» по типичным признакам, характерным для того или иного времени.
«Керамика, орудия труда, оружие и монеты бывают определенной формы, типа и росписи, и специалист с лёгкостью определит - отличит изделия эпохи палеолита, мезолита, неолита, бронзы или средневековья. Даже глину люди делали по-разному, а форма сосудов, внешнее оформление, лощение, глазурь и рисунки – всё это в разные эпохи разительно отличалось. Рисунки на изделиях в ходе истории становились более сложными и замысловатыми. Опытный археолог по таким предметам может определить их примерный возраст, - рассказывает археолог.
А чтобы провести радиоуглеродный анализ для установления точной датировки артефактов органического происхождения, то их, по словам Филимоновой, приходится вывозить за рубеж, так как в Таджикистане нет специальной лаборатории.
Радиоуглеродный анализ — метод определения возраста некоторых археологических памятников органического происхождения, которые не старше 50 тысяч лет. Такая техника была разработана ещё в 1940-х годах и обычно используется для определения возраста раковин, костей, кожи, меха, семян, дерева и прочих находок.
Каменный век
Татьяна Филимонова рассказала, что сегодня каменный век изучается, в основном, в Ховалингском районе и в Куртеке (Восточный Памир), где помимо таджикских археологов работают их коллеги из России и ряда европейских стран.
«В Ховалинге очень большая экспедиция, и учёные работают с теми же культурными слоями, которые изучали советские археологи в 70 и 80-х годах прошлого века. Однако ничего нового они пока не нашли, а скорее уточняют то, что было сделано до них.
А там были обнаружены стоянки древних людей, начиная от 1 млн лет (нижний палеолит) до 40 тыс. лет (средний палеолит). Основные стоянки расположены на уровне 5-6 слоя (700-800 тыс. лет), когда был ещё не современный человек, но человек прямоходящий, умеющий изготавливать себе простейшие орудия труда из речной гальки.
Находки нижнего палеолита были найдены только в Ховалинге, а обнаружили их геологи, работавшие в почвах. Мы даже не предполагали, что в том месте можно было наткнуться на столь древнюю стоянку. Нижний палеолит разработан только в нашем Ховалинге, а других стоянок той эпохи в Центральной Азии нет. Вообще, такого количества нижнепалеолитических (1 млн – 100 тысяч лет) стоянок нет нигде, за исключением Китая».
Таджикские находки, которые занимают учёные умы всего мира
Куртеке
Исторический памятник - стоянка Куртеке (Восточный Памир) был открыт в 1958 году.
Наскальные рисунки изображены геометрическими и животнообразными фигурами красной минеральной краской. В 2018 году на место приехали учёные из Новосибирска. Они уточнили хронологию, особенности окружающей среды и время заселения Восточного Памира людьми.
Рисунки сохранились плохо, но новые методы изучения позволили археологам рассмотреть образы в деталях – они характерны для всей территории Центральной Азии эпохи бронзы. Климат в оба периода заселения Куртеке был засушливым, и, несмотря на присутствие злаковых растений, их не окультуривали.
В этом году ученые Национальной академии наук Таджикистана и их коллеги из 8 стран в Куртеке обнаружили остатки поселения человека, которым около 14 тысяч лет. Однако данные пока не подтверждены и таджикским учёным предстоит много работы, так как ранее считалось, что первые люди появились здесь 8 тысяч лет назад.
Ошхона
В Восточном Памире расположена стоянка, относящаяся к эпохе каменного века. Первые исследования здесь были проведены советским археологом Вадимом Рановым в 60-х годах прошлого столетия, а в последние годы стоянка «Ошхона» была изучена таджикскими и российскими учёными.
Возможно, люди мигрировали в эти места из Тянь-Шаня, но пока это гипотеза. Останков людей в «Ошхоне» не сохранилось, и учёные в своих исследованиях опираются только на найденные свидетельства их обитания. А вот предметные находки могут немало поведать миру о древней истории.
В культурном слое была обнаружена небольшая коллекция костяных изделий, которые хорошо сохранились: подвески, пронизанные бусины и фрагмент кости с гравировкой. Было установлено, что они использовались в качестве индивидуальных украшений либо нашивались на одежду.
Ошхона – одна из самых высокогорных стоянок древних людей в мире. Она расположена на высоте 4 200 м над уровнем моря. Её возраст датируется 8,5 – 6 тысячами лет. Удивительный факт в том, как наши предки могли жить в таких экстремальных условиях. Ведь добывать и готовить еду было сложно, а от разряженного воздуха трудно дышать.
В последние годы «Ошхону» совместно с таджикскими археологами исследовали учёные из Новосибирска. Они выяснили, что для изготовления украшений древний человек подбирал подходящий зуб или кость, разбивал, вырезал фигуру, а затем шлифовал, сверлил и полировал.
В основном это были кости хищников семейства кошачьих и травоядных, употребляемых в пищу. Изделия характерны для жителей высокогорий Центральной Азии того времени, так как обитатели равнин делали украшения из раковин моллюсков, а пустынь и полупустынь – из мягких минералов.
Стоянки Ховалинга
Первым исследователем стоянки Кульдара в 80-х годах прошлого века стал Вадим Ранов, открыв находки возрастом более 800 тыс. лет. Тогда это был просто овраг в долине реки Обимазор, а на существование древней стоянки людей указали два каменных отщепа.
В течение четырех лет работы на стоянке Кульдара Ранов собрал коллекцию артефактов, возраст которых превысил 1 млн лет. А после смерти учёного, вопрос точной датировки стоянок в Ховалинге оставался открытым.
В 2018 году в Ховалинг прибыла группа таджикских и зарубежных археологов, чтобы исследовать 45 слоев почвы, относящихся к разным историческим периодам и установить точный возраст артефактов.
Также археологи выясняли когда и при каких условиях люди начали заселять центральноазиатской регион.
На территории Ховалинга уже открыты такие древние памятники, как: Кульдара, Оби-Мазор, Хонако, городище Мунк, Сариджар и Сангтуда, что свидетельствует о богатой истории района. Исследования палеолитических стоянок в Ховалинге позволят пересмотреть историю расселения древнего человека в Евразии, и раскопки продолжаются по сей день.
Этим летом оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК