Жюли и Луи Вомсеры живут на юге Франции в беззаботном безделье. Он пьёт горькую, она скучает глядя на самоуничтожающего себя мужа. Появление молодого соседа Джеффа воодушевляет женщину и кружит голову мыслями об избавлении от супруга. Любовники скоро начинают реализовывать план, на первый взгляд простой и надежный. Но случай и недооценка способностей Луи и жадность Джеффа выворачивают план наизнанку.
Продолжаем марафон Клода Шаброля, теперь фильмом 1975 года Невиновные с грязными руками, где неверная Роми Шнайдер ведёт психологическую игру на грани с мужем Родом Стайгером. Оба, к слову, прекрасны и смотрятся как влитые.
Шаброль, судя по картинам разных лет и десятилетий, все-таки любит поиграть на психике зрителя. Он часто работает в жанре психологического триллера, на этот раз с элементами детектива. Половину фильма он действует на нервы разваливая идеальный план, когда в общем-то простые задачи разрушаются о цепь случайностей. Все подозрения к жене в таком статусе и остаются и судье нечего дать в качестве материалов для возбуждения против неё дела. Особенно забавна сцена с адвокатом Жюли в исполнении Жана Рошфора. Первый раз он выступает в качестве фигляра, но не адвоката, доводят процесс допроса до абсолютного абсурда. Второй раз он и вовсе стоит на букве женоненавистнечества и рассуждает о всевластии мужского пола. И оба раза от этих сцен нельзя оторвать глаз.
Но мадемуазель Вомсер с каменным лицом воспринимает все новости: смерть мужа, гибель любовника, опустошённые банковские ячейки, сообщения об импотенции супруга и камбэк обоих суженых. Всё, как настоящий стоик, переносит с мужеством и отвагой. Она центральный персонаж картины, на ней всё держится и только ради Шнайдер надо смотреть фильм.
Вторую половину режиссёр предельно уплотняет событиями, воскрешениями, разоблачения и детективной развязкой. Здесь же осуществляется мечта, пусть и на экране, многих жён о внезапном изменении в лучшую сторону сильной половины. Вторая часть может ввести в недоумение и неверие из-за отсутствия элементов логики. Но она здесь может применяться в десятую очередь, Всё-таки это кино со свойственными допущениями жанру триллер.
В сущности это метафора на семью, где жена несчастна от психологического давления созерцания мужа алкаголика. Её желание разорвать эту связь или ещё лучше, сделать так, что бы муж исчез, порой достигает немыслимых по зловещности фантазий. Теперь такой репертуар особенно востребован и ценен. Но Шаброль не занимает чью либо сторону, у него никто не прав, не виноват, что следует и из названия. Он демонстрирует нездоровые супружеские отношения слегка сгустив краски. А в остальном каждый семейный, настоящий/бывший и даже будущий, человек сможет без труда услышать нотки из собственного опыта.
Ещё надо сказать и предупредить об умеренной демонстрации наготы красивого тела Роми Шнайдер. Она отважно раздевается перед зрителем без намёка на смущение, хотя оно безусловно присутствовало. Для Шаброля это тоже не стандартная история. Но здесь, для полноты картины, это необходимый элемент. Хотя в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века эту тему эксплуатировать по делу и без, здесь все на своих местах. Без этого эффект был бы несколькими градусами ниже.
Хорошее французское кино как хорошее красное сухое, всегда кстати, особенно вечером. Красивая актриса, талантливый режиссёр, база в виде крепкой литературы - для завершения дня самое то.