Эта история отнюдь не про Золушку. Будучи дочерью ярмарочного торговца и прачки, наша героиня из приюта для бедных смогла взлететь на самый верх общества, став одной из модных легенд 20 века. То был непростой путь, на котором она никогда не стеснялась пользоваться возможностями богатых любовников, и в каждом из них находила не только поддержку, но и вдохновение для творчества.
Один из своих романов она так и назвала — полезным. Вот только избранник был совсем не богат, но происходил совершенно из другого мира, нежели она…
Депрессия
Судьбоносная встреча произошла осенью 1920 года на французском курорте Биарриц. К тому моменту бывшая швея и певичка кабаре Коко Шанель уже обладала определенной популярностью в мире моды. В это чудное местечко она приехала, чтобы навестить филиал своего модного дома, а заодно и прийти в себя после 9-летнего мучительного для нее романа, который окончился трагически, — любимый погиб, так на ней и не женившись.
Коко назовет Артура «Боя» Кэйпела глубокой, настоящей и единственной любовью своей жизни. А сейчас, спустя почти год после его смерти, появится тот, кто спасет мадемуазель Шанель от депрессии, заставит ее сердце снова трепетать и ликовать от причастности к какому-то иному для «бывшей нищенки», волшебному миру русской аристократии.
Подарок подруги
Шанель уже исполнилось 37 лет, но она говорила всем, что на 10 лет моложе. Скрывала Коко и настоящую историю своего детства, постоянно сочиняя красочные эпизоды, которые никогда не существовали. Горькая правда заключалась в том, что ее семья жила очень бедно, а после ранней смерти матери, отец и вовсе отдал юную Габриэль (ее настоящее имя) вместе с сестрами в приют. Но был в этом один плюс — там она научилась шить.
Подруги юности — оперная певица Марта Давелли и актриса Габриэль Дозиа были из тех немногих, кто знал о Шанель чуть больше, и при общении с которыми ей не надо было контролировать каждое слово. Именно на встречу с ними она торопилась тем теплым осенним вечером 1920 года.
Коко уже ждали в уютном кафе, но Марта пришла не одна…
Шанель и раньше много слышала о любовнике подруги — Великом князе Дмитрии Павловиче Романове, кузене последнего русского императора. Теперь он стоял перед ней и казался Коко невероятным красавцем — высокий, статный, с меланхолической грустью в глазах… и своими скелетами в шкафу!
Как только князь ненадолго отлучился, Марта, видя неподдельный интерес подруги к своему спутнику, шепнула:
— Если хочешь, я тебе его уступлю! Он мне дорого обходится.
— Отдай его мне, — улыбнулась Коко и пригубила бокал шампанского — У меня хватит денег на принца.
«Мой принц»
Наметанным глазом Коко оценила потертый пиджак князя и его покрытые трещинами башмаки. Он был разорен и, без сомнений, уже довольно долго жил в нужде. Придется взять его на содержание! Без особых раздумий Шанель тут же пригласила Дмитрия Павловича со своим слугой Петром поселиться на ее вилле под Парижем.
Молодой князь, казалось, искренне влюбился в свою спасительницу, а их восьмилетней разницы в возрасте и вовсе не замечал. А она ему об этом и не напоминала:
Я сразу сказала, что не стану ни его женой, ни даже постоянной любовницей. И Дмитрий это принял и не действовал мне на нервы...
Коко называла его «мой принц». Несмотря на драматически разное происхождение, в их судьбах оказалось много общего. Дмитрий также очень рано потерял мать, а отец после снова женился и практически их с сестрой не видел. Воспитывались они у родственников, где тоже было не все гладко. Это пережитое чувство детского одиночества сближало их с мадемуазель Шанель еще сильнее.
Скелеты в шкафу
У принца оказался полон шкаф скелетов, что Коко ничуть не смущало. Дмитрий Павлович когда-то был вхож и в императорскую семью. Однажды он чуть не женился на своей родственнице — дочери императора Ольге Николаевне. Эту помолвку расстроила ее мать Александра Федоровна, которой не нравилось отношение будущего зятя к ее фавориту — «старцу» Григорию Распутину.
Из-за чего Дмитрий возненавидел его еще больше, и в конце концов оказался замешанным в его громком убийстве. О чем не сожалел, но, в отличие от другого участника тех роковых событий Феликса Юсупова, Романов на этой теме никогда не спекулировал.
После случившегося по приказу императора молодой князь был изгнан из Петербурга в Персию, что… спасло ему жизнь. Когда в России случилась революция, он смог, захватив немного драгоценностей, эмигрировать в Европу. Где, правда, почти все растратил, но кое-что осталось…
Полезный роман
Эти уникальные романовские украшения Дмитрий дарил потом Шанель, рассказывая истории об императорском дворе. А она любила его одевать, постоянно заказывая стильные костюмы.
Князь приоткрыл для Коко двери в аристократическое общество, познакомил ее с представительницами известных русских фамилий и богатыми дамами, которые стали потом ее клиентками. Что несомненно льстило самолюбию Шанель. Полька Мися Годебска, находившаяся в окружении пары, писала о ней так:
Сердце бывшей нищенки, взлетевшей на самый верх общества, оказавшейся в постели красавца из разоренного царского рода, трепетало при виде того, как графини, княгини и баронессы, все еще блюдя этикет, почтительно склонялись перед Великим князем Дмитрием, и, титулуя «Ваше высочество», целовали ему руку. Возможно, наша героиня чувствовала себя среди знати в призрачных стенах Зимнего дворца…
Дмитрий также представил Коко своей старшей сестре Марии Павловне. Княгиня увлекалась русской вышивкой, и вместе с Шанель они создали несколько коллекций. Успех был колоссальный! В мастерской теперь работали многие русские эмигрантки.
Русский период начался не только в жизни, но и в творчестве Коко.
А потом он просто ушел
Роман Дмитрия Павловича с Шанель был не продолжительным, но ярким. Это было ощущение постоянного праздника. Романовы знали в этом толк: казино, шампанское, танцы до утра, прогулки по набережной, русские романсы в исполнении великого князя. А через год все закончилось также внезапно, как и началось…
Осознав, что эти отношения себя исчерпали, князь просто ушел. Спокойно и без взаимных упреков, оставшись с Коко добрыми друзьями на всю жизнь. Через некоторое время Дмитрий Павлович женился на состоятельной американке и уехал в США, оставив бывшей возлюбленной массу нужных связей:
— Дмитрий, ты гений полезных знакомств.
— Я рад!
Они виделись еще не раз, князь всегда искренне радовался успехам Шанель. Она пережила его на 30 лет, мужчины по-прежнему играли важную роль в ее жизни, но ни за одного из них великая Коко так и не вышла замуж.