Мы сейчас живем и вдохновляемся событиями, которые произошли два десятка столетий назад. Во времена Иоанна Крестителя люди уже несколько столетий жили надеждой на будущее ключевое событие: приход Мессии. Пророки предсказывали детали Его пришествия, географию Его происхождения, черты Его характера и прочие признаки, по которым Его можно будет узнать. Иоанн был тем человеком, который, указав на Него Самого, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29).
Иоанн был очень авторитетным пророком среди народа и учителей. Настолько авторитетным, что даже фарисеи и книжники приходили к нему креститься. Настолько авторитетным, что даже думали, не Мессия ли он. Позже Сам Христос скажет, что «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна» (Лук 7:28). И весь свой вес, авторитет и значимость Иоанн использовал для того, чтобы обратить взоры людей на Христа.
Как нам порой недостает этого! Успешно совершая служение, хорошо проповедуя и приобретая авторитет в глазах людей, мы зачастую начинаем любоваться собой, пользоваться своим положением в глазах людей, с важным видом раздавать советы и монетизировать доверие, вместо того, чтобы все их внимание перенаправлять на Христа и то, что Он сделал.
Такое важное событие, как выход Иисуса на служение, Лука описывает с исчерпывающими историческими подробностями:
«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». (Лук 3:1-2)
Римский император Тиберий Юлий Цезарь Август - при котором умер и воскрес Христос - был назначен соправителем императора в 764 году от основания Рима. Иисус родился в 749 году. На служение Он вышел в 30 лет, т.е. в 779 году. Если вычесть от этой даты 15 лет, то получится 764 год, когда Тиберий был провозглашен соправителем.
Пилат, пятый прокуратор Иудеи, назначенный Тиберием в 12 год царствования, правил с 778 по 789 годы, т.е. он только недавно заступил на службу. Ирод, упоминаемый здесь, является Иродом Антипой, сыном Ирода Великого, устроившего избиение младенцев в Вифлееме. По завещанию Ирод Великий разделил царство между тремя своими сыновьями: Архелаем, Антипой и Филиппом. После того, как император Октавиан Август отстранил Архелая и отправил его в ссылку, власть в Авилинее получил Лисаний.
Лука продолжает: «при первосвященниках Анне и Каиафе». Как такое возможно, ведь первосвященник - пожизненная должность - должен быть один? На самом деле первосвященником в это время был Каиафа. Он был назначен на эту должность предшественником Пилата - Валерием Гратом. Этот прокуратор был известен тем, что при нем сменилось пять первосвященников. И поскольку Анна пользовался у священников и народа большим авторитетом, то его также называли первосвященником, хотя он им де-юре уже не был.
В этот момент истории «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». Это повелительного наклонения Слово прозвучало к нему в пустыне, где он, вероятно, готовился к своему служению. Его готовность поражает - ни одного вопроса, сомнения или колебаний. Когда-то Моисей тоже услышал глагол Божий в пустыне из среды горящего тернового куста, но у него было много вопросов. Когда-то в пустыне Илия просил у Бога смерти себе, т.к. не готов был в одиночку противостоять Иезавели и Ахаву. Иоанн же, услышав зов Божий, не смущаясь, один выходит в народ и начинает свою необычную проповедь. Неспроста Христос позже скажет, что он самый великий из рожденных женами.
Вопреки ожиданиям народа о земном царстве Мессии Иоанн проповедует, что приблизилось Царство Небесное - не политическое, военное или гражданское, а духовное, т.е. владычество Божье в сердцах людей.
Марк называет выход Иисуса на служение «началом Евангелия».
© Андрей Кропочев
#согласованиеевангелий #евангельскаягармония #библейскаяхронология #панорамабиблии #проповеди #назидание #богословие #апологетика #гомилетика #герменевтика #экзегетика #библеистика #текстология #вера #релилия #вероисповедание