Найти тему
Белорус и Я

Почему у Айсмана один глаз, чем помогла Штирлицу фрау Заурих и что писала Табакову племянница Шелинберга. Неизвестные факты

Оглавление
50 лет назад, с 11 по 24 августа 1973 года, в СССР был впервые показан 12-серийный фильм «Семнадцать мгновений весны».

«Мгновения» эпохи

Это событие стало поистине эпохальным в судьбе нескольких поколений советских людей. Ежедневный просмотр сериала так захватил многомиллионное население СССР, что в те августовские дни почти полностью прекратилась уличная преступность. В разы снизилось потребление воды: граждане перестали готовить горячее, жевали сухомятку перед телеэкранами…

Показ фильма был запланирован ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям, из-за визита в эти дни советского лидера Леонида Брежнева в ФРГ. Первую серию картины зрители увидели 11 августа. Фильм приобрёл широкую популярность в Советском Союзе во время премьерного показа, в связи с чем повторный показ состоялся уже через три месяца. Фото: cdn.culture.ru
Показ фильма был запланирован ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям, из-за визита в эти дни советского лидера Леонида Брежнева в ФРГ. Первую серию картины зрители увидели 11 августа. Фильм приобрёл широкую популярность в Советском Союзе во время премьерного показа, в связи с чем повторный показ состоялся уже через три месяца. Фото: cdn.culture.ru

Наши люди по Швейцариям не ездят!

Как многие российские туристы, так и автор этих строк, оказавшись пару лет назад в Берне, вознамерился было прогуляться по Цветочной улице (Блюменштрассе) – той самой, из культового сериала моего детства. Но, наведя справки в интернете, к печали своей обнаружил, что никакой Блюменштрассе в исторической части города нет и никогда не было, а единственная похожая по названию улица Горных Цветов (Блюменбергштрассе) находится на окраине Берна и имеет вполне современный облик.

Берн, Блюменбергштрассе. Фото: columb.su
Берн, Блюменбергштрассе. Фото: columb.su

А та «штрассе», где в фильме «Семнадцать мгновений весны» расположен птичий магазин и роковой подъезд, с площадки которого сиганул вниз профессор Плейшнер (душераздирающая сцена, не так ли?), находится в Риге и называется Яуниела – Новая улица. Там, в Прибалтике, а также в ГДР, и снималась «швейцарская» часть сериала.

Впрочем, в 70-е годы разоблачение вряд ли грозило создателям фильма: в тот период почти никто из советских людей не помышлял о поездке в Швейцарию. Даже съемочную группу «Мгновений» советские начальники туда не пустили.

С этим фильмом, ставшим классикой советского кино, связано много легенд и выдумок. Впрочем, подлинные обстоятельства появления на свет киношедевра настолько интересны, что… Куда там всяким небылицам!

К тому времени (конец 60-х), как Юлиан Семенов задумал создать роман о советском разведчике, интегрированном в высшие круги Третьего рейха, в СССР сложилось отчетливое противостояние не только между руководством МВД и спецслужбами, но и между ГРУ (при Минобороны) и КГБ (при Совмине). Главное разведуправление (ГРУ) пребывало в комфортной, по сравнению с КГБ, ситуации: репутация военной разведки не была «подмочена» чудовищными разоблачениями, народ не связывал гээрушников со сталинскими репрессиями. Заняв пост председателя КГБ в 1967 году, Юрий Андропов поставил себе цель: во что бы то ни стало реабилитировать чекистов в глазах советских людей, поднять престиж сотрудников этой спецслужбы и посрамить ГРУ и МВД.

В конце 60-х Андропов запустил масштабную пиар-кампанию по возвышению комитетчиков в сознании масс, а пуще того – среди творческой интеллигенции (тогда мнение людей культуры много значило для властей предержащих, с «лириками» носились, как с писаной торбой). Андропов и сам при случае давал понять, что он – человек культуры: писал стихи, был знатоком живописи, слушал классическую музыку. И задумал Юрий Владимирович создать в советском кинопрокате и на ТВ образ разведчика-интеллектуала. В общем, героя, привлекательного для интеллигенции.

Юрий Андропов всегда отличался креативным мышлением. Фото: pp.userapi.com
Юрий Андропов всегда отличался креативным мышлением. Фото: pp.userapi.com

На экраны страны практически одновременно вышли сразу несколько фильмов с такими «окультуренными» героями-чекистами: «Ошибка резидента» и «Судьба резидента», «Мертвый сезон», сериалы «Щит и меч» и «Операция «Трест»», многие другие. Все эти знаковые фильмы конца 60-х появились при непосредственном участии КГБ.

В помощь сценаристам для них даже открыли секретные архивы – там-то и создавал Юлиан Семенов образ Штирлица.

Полжизни за сценарий

Режиссер Татьяна Лиознова незадолго до того, как начались съемки фильма «Семнадцать мгновений весны», сказала в сердцах (разговор происходил в кругу коллег): «Я хочу такой сценарий, за который могла бы умереть».

Прочитав текст Юлиана Семенова, Татьяна Михайловна костьми легла, чтобы отстоять свое право снимать по нему сериал. Впрочем, у Лиозновой к тому времени было что предъявить: чего стоит один только нашумевший во всем мире фильм «Три тополя на Плющихе». И 46-летнюю женщину, вопреки первоначальному скепсису Андропова, утвердили на роль режиссера-постановщика: Юрий Владимирович все-таки поверил в ее талант и напористость.

Юлиан Семёнов и Татьяна Лиознова
Юлиан Семёнов и Татьяна Лиознова

Редкий случай: сценарий «Семнадцати мгновений весны» был написан еще в 1968 году, задолго до выхода в свет романа-первоосновы. Подготовительные и организационные работы над сериалом начались в 1970 году, в 1971-м съемочная группа выехала в ГДР. Съемки «Мгновений» длились с марта 1971-го по конец 1972 года.

Вот лишь некоторые малоизвестные и отчасти забавные моменты, возникшие в процессе работы над фильмом.

Так, например, Айсман стал одноглазым по воле Татьяны Лиозновой: Леониду Куравлеву никак не давался его персонаж, в нем не было «чего-то этакого». Чтобы помочь артисту, Лиознова придумала черную повязку на глазу, и вместе с ней сразу появилась «биография».

Айсман стал одноглазым по воле Татьяны Лиозновой. Фото: cdn.iz.ru
Айсман стал одноглазым по воле Татьяны Лиозновой. Фото: cdn.iz.ru

Олег Табаков случайно оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Юрия Визбора, после выхода фильма на экраны Европы артисту пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором она писала: «Огромное вам спасибо! Вы были так же добры и милы, как дядя Вальтер».

Олег Табаков случайно оказался похож на реального Вальтера Шелленберга Фото: webpulse.imgsmail.ru
Олег Табаков случайно оказался похож на реального Вальтера Шелленберга Фото: webpulse.imgsmail.ru

В качестве младенцев - сына радистки Кэт и дочки солдата Хельмута - в съемках принимали участие шестеро разных детей: младенцы быстро «вырастали» из образа. А характерное движение головой, которое возникает у Мюллера в минуты раздражения, придумали прямо на съемочной площадке: Броневому досталась рубашка с очень тесным воротом.

Фото: cdnn1.img.sputnik.az
Фото: cdnn1.img.sputnik.az

Предлагая Иосифу Кобзону исполнить две песни к фильму, Лиознова сказала: «Спой так, чтобы твой голос никто не узнал». Кобзон поначалу обиделся: «Так спой сама, тогда точно никто не скажет, что это Кобзон!» И хлопнул дверью. Но – подумал-подумал, да и вернулся в студию. И голос изменил, избавился от характерных кобзоновских ноток.

Лиознова и автор текстов к песням фильма «Семнадцать мгновений весны» Роберт Рождественский.
Лиознова и автор текстов к песням фильма «Семнадцать мгновений весны» Роберт Рождественский.

Незапланированный шедевр

По ходу съемок все участники начинали понимать, что сериалу уготована незавидная судьба. Большинство актеров не относились к своей работе всерьез, многие согласились только потому, что предстояла длительная поездка за границу. «Подумаешь, сериальчик», - фыркали прославленные мастера кино. И в ультимативном порядке покидали съемочный процесс на неделю-другую, когда их приглашали на роль в «настоящем» фильме, для широкого экрана. Лиознова терпела, вынуждена была мириться с таким отношением капризных «звезд» к ее детищу.

Лиознова и Тихонов
Лиознова и Тихонов

Серию за серией снимала Татьяна Михайловна, строго следуя «партитуре» - сценарию Семенова, который, в свою очередь, повторял сюжет романа. И вот – объявлено о завершении съемок, теперь материал предстояло монтировать, озвучивать… В этот момент, ставший решающим в судьбе фильма, кто-то вдруг сказал с отвращением: «Друзья, а что за дрянь, вообще, мы сняли?» Воцарилось скорбное молчание… А бунтарь продолжал: «Вы только посмотрите на Штирлица! Это же не человек, а какая-то разведывательная машина!»

Лиознова осознала: сейчас или никогда! Татьяна Михайловна тут же усадила вокруг себя всех, кто согласился вместе с ней перелопатить сценарий. Чтобы потом доснимать фильм прямо с листа.

Так появилась фрау Заурих со своими шахматами – ее придумала сама Лиознова, чтобы очеловечить образ Штирлица. Вячеслав Тихонов попросил Ольгу Сошникову, сыгравшую в фильме унтершарфюрера СС Барбару Крайн, переиграть сцену разговора со Штирлицем: «Оля, простите, но… посмотрите на меня… глазами влюбленной женщины!»

Фото: avatars.dzeninfra.ru
Фото: avatars.dzeninfra.ru

Творческий азарт охватил съемочную группу. Каждый стремился привнести что-то свое, оригинальное, чтобы создать образ этакого советского Джеймса Бонда, в которого влюбляются юные и пожилые дамы, начиная от горничной и кончая пьяной математичкой с лисьим боа… А он меланхолично, свысока и в то же время – необидно для женщин, пресекает все посягательства с их стороны. Штирлиц в новой интерпретации начинает непрерывно курить, он пьет водку и коньяк – ничего этого в изначальной «партитуре» не было. Наивные, простецкие приемы «оживляжа», но как же мощно они сработали в пуританские 70-е!

Фильм не стал проходным. Он стал первопроходцем, вслед за которым на экраны СССР шагнули «живые», близкие и такие долгожданные персонажи.

В окружении высших лиц Рейха. Фото: new-magazine.ru
В окружении высших лиц Рейха. Фото: new-magazine.ru

Александр АННИН

Фото: ic.pics.livejournal.com

© "Белорус и Я", 2023

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала на тему Культура Союзного государства смотрите здесь:

Культура Союзного государства | Белорус и Я | Дзен

Топ-3