Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Вайгач-2023: экологическая экспедиция. Часть 1

Оглавление

Записки арктического волонтера

Северо-восточный Болванский нос. Остров Вайгач. Фото: Ю. Токарев
Северо-восточный Болванский нос. Остров Вайгач. Фото: Ю. Токарев

В начале июля сводный отряд студентов столичного Российского Технологического университета и волонтеров архангельского движения «Чистый север чистая страна» отправился на судне «Михаил Сомов» в экологическую экспедицию на территорию метеорологической станции им. Е.К. Федорова (о. Вайгач). Организатор экспедиции  Губернаторский центр Архангельской области и РТУ МИРЭА при поддержке ФГБУ УГМС «Северное».

Публикуем отрывки из дневника экспедиции.

09.07.2023

Этот долгий-долгий арктический яркий день был наполнен событиями доверху, — казалось, еще один миг, один глоток, и они переполнят чашу; эмоций стает слишком много, острота происходящего перестанет ощущаться, и этот необычный день станет просто одним обыденным росчерком в череде остальных.

Встали в семь утра и еще до завтрака принялись выносить вещи из каюты наверх, поближе к вертолетной площадке. Со скрежетом открываю тяжелую железную дверь на палубу. Моментальное фото: отвесные черные скалы, белая пена, серое море. Передо мной древний Вайгач: строгие краски, резкие силуэты.

Взводится пружина долгого дня. Наспех, на бегу прощаемся с нашими удивительными попутчиками. У многих впереди тяжелые зимовки, напряженная работа.

Вертолет мягко отрывается от палубы, поднимается в небо. Мелькает в иллюминаторе «Михаил Сомов», и почти сразу мы приземляется посреди каменистых пустошей.

— Будет много птиц, берегите головы, — советует Дмитрий Александрович, начальник рейса. — Поднимите вверх палку, еще что-нибудь.

Признаться, тогда мы не оценили масштаб проблемы… Подумаешь — птицы… Но крачек вокруг оказалось столько!.. И напрасно я стращал парней авралом при разгрузке, когда вещи из вертолета выгружаются в дикой спешке.

На сей раз Ми-8 заглушил двигатель.

Заглушил двигатель — на нашу голову… Причем в буквальном смысле: стоило замереть лопастям вертолета, как с пронзительным криком принялись пикировать крачки, на миг замирая, раскрывая ярко-алый клюв и опорожняясь прямо на вжимающих голову в плечи людей.

Метеорологи потащили оборудование в сторону станции, а мы выстроились цепочкой, укладывая пожитки возле вертолета.

Александр Вениаминович, пилот Ми-8 («Главный в небе») оглядел нашу внушительную груду:

— Взлетать будем — легкие вещи прижимайте, чтоб не разлетелись…

Киваем.

Пилота, вышедшего за периметр лопастей, тотчас атаковали с воздуха.

«Эдак у него крачки бейсболку украдут…»

Как ни в чем не бывало — и не такое видали — опытный пилот поправил кепку, натянув за козырек:

— Ну, как это место называется — знаете?

— Вайгач… — нестройно протянули студенты-добровольцы.

— Вайгач — это понятно. А вот конкретно, где мы сейчас стоим?

— Болванский нос?.. — подал голос Володя.

— Верно. А что за болваны такие?

— Кумиры, идолы, — теперь настала моя очередь держать экзамен.

— Да. Вайгач — священный остров ненцев. А здесь, на мысу, идолов раньше было особенно много. Вот там, — Александр Вениаминович указал на скалу вдалеке, всю в пенных брызгах. — Могила шаманки. Так что осторожней тут. Место непростое…

«Место непростое, — мысленно согласился я, прикипев взглядом к мертвому пятну пепелища перед нами. Груды кирпича, крошево шифера, ржавчина перекрученного пожаром железа. — С этим не поспоришь… И смотреть вокруг мы будем в оба».

14.07.2023

На краю слуха, вплетаясь в неумолчное тарахтение дизельного движка метеостанции, слышится заунывная песнь ветра. М-да-а… грустный напев у местной эоловой арфы. И музыкальный инструмент ветер-ветерок выбрал себе тот еще: потоки воздуха вихрятся, сталкиваются в ржавом обугленном лабиринте железных шкафов, перекрученного пожаром кровельного железа, труб, решеток, рухнувшей кирпичной печной кладки и цистерн. Где-то там, в этой присыпанной пеплом мешанине пожарища и рождается эта печальная мелодия.

На уборке станции им. Е.К. Федорова, о. Вайгач. Фото: Ю. Токарев
На уборке станции им. Е.К. Федорова, о. Вайгач. Фото: Ю. Токарев

Горек тяжелый запах залитого водой кострища.

Здесь нам, волонтерам, и предстоит хорошенько потрудиться, растащить-разобрать этот хаос. А ведь хороший дом был, ладный, крепкий…

— А сколько там старых книг было? И про Вайгач, и про Болванский нос! И пленки были… — Алексей, наш гостеприимный хозяин, до сих пор не смирился с потерей.

Зимний пожар на арктической метеостанции — это, конечно, ЧП. Однако, к сожалению, периодически случающееся в Арктике явление. Слишком сильна разница температур в помещении и «на улице», слишком велика нагрузка на системы отопления, на электропроводку.

Станции в Арктике иной раз горят. В Малых Кармакулах, где мы, волонтеры Чистого Севера, убирались два года назад, на излете СССР сгорела кают-компания с бильярдной и шикарной библиотекой… Метеостанцию на Мысе Желания из-за пожара пришлось законсервировать после шестидесяти лет работы…

Жизнь, впрочем, идет своим чередом: здесь, на метеостанции имени Федорова, уже установлен свайный фундамент для новой модульной станции и в зиму метеорологи войдут новоселами.

Ну а мы, волонтеры, разберем пожарище, уберем и подготовим к вывозу ржавое железо, чтобы арктические ветра не разбросали его по округе.  В Арктике и без этих печальных свидетельств недавней зимней трагедии хватает мусора. Увы…

На уборке станции им. Е.К. Федорова, о. Вайгач. Фото: Ю. Токарев
На уборке станции им. Е.К. Федорова, о. Вайгач. Фото: Ю. Токарев

17.07.2023

Работаю на автомате, в режиме ножного пресса: правой ногой разгибаю двойной фальц ржавого листового железа, лежащего на земле, левой — разворачиваю одинарный. Затем по сгибу складываю лист пополам и прыгаю сверху, сминаю конвертиком. Просто разобрать рухнувшую железную кровлю на отдельные листы и отодрать обугленную деревянную обрешетку недостаточно. Стопку сложенных листов мигом разнесет по округе; как фанера до городу Парижу они, положим, не долетят — преобладающие ветра здесь не те, но и, залетев на территорию станции, даже один лист может наделать таких дел…

Автор на уборке станции им. Е.К. Федорова, о. Вайгач. Фото: Ю. Токарев
Автор на уборке станции им. Е.К. Федорова, о. Вайгач. Фото: Ю. Токарев

Так что мнем железо «конвертиками», отвозим на тачках в указанное метеорологами место сбора. Рядом трудятся ребята — увязая ногами в пепелище пожарища, перетаскивают тяжеленные трубы, шкафы, детали механизмов. Володя бензорезом распиливает длинные трубы. Взмахивая кувалдой, Тимофей методично долбает конструкцию из железных уголков: не тащить же ее целиком…

Рядом не отстает Никита.

— О! Никита вспылил, кадр не получился, — шутит Юра за штативом камеры. Кусок железа отлетел и зарылся в песок, тотчас подняв пыльное облако и скрыв работника. — Так, пыль уселась… Никита, помаши-ка кувалдой еще…

Так, с шутками и прибаутками, выполняем, в общем-то печальную работу. Нам, волонтерам «Чистого севера», доводилось и проржавевшие бочки выдирать из трясины на Новой Земле, и стародавнюю бытовую помойку ликвидировать на Земле Франца-Иосифа; теперь вот, почитай, спасателями работаем на пожарище. Ведь сколько всего повидала прежняя станция! Сколько зимовок пережила! А что натерпелись полярники, вмиг лишившись всего посреди темени арктической ночи?..

Алексей, начальник станции, на наши шутки не сердится, но и не поддерживает. Иной раз пройдет по пепелищу, поковыряется носком сапога у рухнувшей печной кладки…

— Не отошел ещё, видать… Только-только в себя приходить начал...

Скидываю смятый лист в кучу других железных конвертиков. Обвожу окрестности внимательным взглядом. Позади, в мареве теплого воздуха от прибрежных скал, в каменной чаше красуется на водной глади Карского моря гидрографическое судно «Иван Киреев».

Гости здесь — явление редкое. Гидрографы на резиновой лодке высадились у станции для увязки реперов, угостили метеорологов бананами. Ну и нам новость привезли: недалеко от берега видели плывущего белого медведя.

Так что крутим головой по сторонам на 360 градусов и продолжаем трудиться.

Арктическое лето в самом разгаре.

Территория станции им. Е. К. Федорова, о. Вайгач. Фото автора
Территория станции им. Е. К. Федорова, о. Вайгач. Фото автора

Продолжение следует.

***

Автор: Владимир Привалов, специально для GoArctic