Если ещё 10-13 лет назад приходили подростки, в основном, с проблемами детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, проблемами с учителями и в учёбе и всевозможными страхами, то сейчас к этому списку добавились жалобы на повышенную тревожность, фобии и панические атаки.
Панические атаки - внезапное возникновение очень сильной тревоги, ощущение крайней степени тревоги или чувство всепоглощающей тревоги, вызванные страхом перед чем-то конкретным (фобия), которые возникают в форме неожиданных и непредсказуемых атак. Человеку вдруг кажется, что он сейчас же упадёт в обморок, начнётся сердечный приступ или он сейчас помрёт.
Панические атаки обычно длятся недолго ( около 10 минут), ощущения потом проходят, не причиняя никакого вреда, но после ощущается полный упадок сил или истощение.
Панические атаки могут происходить и без видимой причины или запускаться триггером, хотя причина не совсем ясна. Если у подростка случилась атака в определённом месте и в определённое время, позже эти обстоятельства могут вызвать новую атаку.
Симптомы панической атаки
- Учащённое сердцебиение
- Потоотделение
- Лихорадка или дрожь
- Головокружение или тошнота
- Звон в ушах, чувствительность к шуму
- Затруднённое дыхание
- Покалывание в конечностях
Вроде, симптомы кажутся страшными, но никакого физического вреда от них организму нет.
Снижение риска ПА
Есть способы снизить вероятность возникновения ПА
Понимание - ПА вызывает реакция организма "бей или беги", созданная в ходе эволюции человека при столкновении с опасностью.
Симптомы неприятные, но физического вреда организму не наносят.
Готовность - необходим чёткий план на случай ПА. Ловить ПА надо в самом зародыше - почувствовав, что ПА вот=вот начнётся или ситуация триггерная, надо следовать плану.
Замедление - иметь в своём арсенале дыхательные упражнения, медитации или практики осознанности т.е. концентрация на текущем моменте. Под рукой должны быть записи расслабляющей музыки.
Помощь подростку на месте
- Прежде всего сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить ребёнка, чтобы не переживал: всё скоро пройдёт.
- Пусть ребёнок сосредоточиться на дыхании: медленный вдох и медленный выдох. Научите как надо делать такое дыхание и в первое время делайте дыхательные упражнения вместе с ним: вдох на счёт 3-4 и выдох на счёт 3-4.
- Походите на месте, чтобы снизить напряжение и заземлите его, попросив назвать 5 предметов, которые он видит вокруг, какие звуки слышит, что ощущает в теле на данный момент.
В следующей статье поговорим уже о фобиях.
С уважением,
психолог-консультант, детский и семейный психолог, психодиагност, арт-терапевт
Людмила Дженгурова
Записаться на консультацию можно здесь
Автор: Дженгурова Людмила Григорьевна
Психолог, Семейный психолог арт-терпевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru