МУЖ С ТРОСТЬЮ ИЗМЕРЕНИЯ
“В двадцать пятом году по переселении нашем, в начале года, в десятый день месяца, в четырнадцатом году по разрушении города, в тот самый день была на мне рука Господа, и Он повёл меня туда. В видениях Божиих привёл Он меня в землю Израилеву и поставил меня на весьма высокой горе, и на ней, с южной стороны, были как бы городские здания. И привёл меня туда. И вот муж, которого вид как бы вид блестящей меди, и льняная вервь в руке его, и трость измерения, и стоял он у ворот. И сказал мне этот муж: «Сын человеческий! Смотри глазами твоими, и слушай ушами твоими, и прилагай сердце твоё ко всему, что я буду показывать тебе, ибо ты для того и приведён сюда, чтобы я показал тебе это: всё, что увидишь, возвести дому Израилеву»” (Иез. 40:1-4).
Стих 1. “Двадцать пятый год по переселении нашем” относится к переселению Иезекииля (как и царя Иехонии), которое произошло в 598(7) г. до н.э. Поэтому данное пророчество можно датировать примерно апрелем 573 г. до н.э. Таким образом, получается, что это предпоследнее пророчество в книге Иезекииля. (Пророчество о Египте было в апреле 571 г.).
Стих 2. В видениях Божиих (см. 1:1; 8:3) Иезекииль был поставлен “на весьма высокой горе” — что не соответствует ни одной горе поблизости от Иерусалима. Логичнее всего предположить, что указанное место — гора Сион, хотя она почти на 90 метров ниже Масличной горы. Гора здесь духовная, а не физическая; она символизирует то место, где Бог показал Иезекиилю новый храм. Иезекииль увидел “как бы городские здания”. Это были здания храма.
Стих 3. Иезекииль встретил человека, “которого вид как бы блестящей меди”. Это было, наверное, ангелоподобное существо. Некоторые считают, что это был Сам Господь в человеческом облике, хотя вряд ли. Его вид “блестящей меди” говорит о том, что лицо его светилось или сияло. В руках он держал две вещи. Льняная вервь была инструментом для измерения больших длин (см. Зах. 2:1). Она служила отвесом, который используют каменщики для оценки правильности возведения зданий и выявления их дефектов. Трость измерения использовали при строительстве домов для контроля кривизны стен (см. Отк. 21:15). Эта трость была немногим более трёх метров длиной (толщина и высота массивных стен вокруг храмовой территории).
Стих 4. Иезекииль должен был вскоре получить большой объём информации, поэтому ему было сказано: “Прилагай сердце твоё ко всему”. Пророк получил следующее задание: “Всё, что увидишь, возвести дому Израилеву”. Именно Иезекииль, священник, и должен был увидеть это славное видение нового храма. Видение служит заключением ко всей вести его книги.
Бог заботился о Своём народе и хотел ободрить их. Он хотел вложить в их сердца мечту о более счастливом будущем. Здесь следует задать законный вопрос: обязательно ли эти главы должны были быть буквальными, чтобы ободрить Израиль? Если ответ “да”, тогда описание святого города в Отк. 21:9-27 тоже должно быть буквальным. Не вызывает сомнений, что Иоанн в Откровении описывает видение славной обители в будущем, не требуя буквального понимания. Вот так же и описание Иезекиилем храма — облечённое в апокалиптические термины — давало израильтянам надежду на лучшее будущее.
СТЕНА И ВОСТОЧНЫЕ ВОРОТА
“И вот вне храма стена со всех сторон его; и в руке того мужа — трость измерения в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью. И намерил он в этом здании одну трость толщины и одну трость высоты. Потом пошёл к воротам, обращённым лицом к востоку, и взошёл по ступеням их, и нашёл меры в одном пороге ворот одну трость ширины и в другом пороге одну трость ширины. И в каждой боковой комнате одна трость длины и одна трость ширины, а между комнатами пять локтей, и в пороге ворот, у притвора ворот внутри, одна же трость. И смерил он в притворе ворот внутри одну трость, а в притворе у ворот намерил восемь локтей и два локтя — в столбах. Этот притвор у ворот со стороны храма. Боковых комнат у восточных ворот — три с одной стороны и три с другой; одна мера во всех трёх и одна мера в столбах с той и другой стороны. Ширины в отверстии ворот он намерил десять локтей, а длины ворот — тринадцать локтей. А перед комнатами — выступ в один локоть, и в один же локоть с другой стороны выступ; эти комнаты с одной стороны имели шесть локтей и шесть же локтей — с другой стороны. Потом намерил он в воротах, от крыши одной комнаты до крыши другой, двадцать пять локтей ширины; дверь была против двери. А в столбах он насчитал шестьдесят локтей, в каждом столбе около двора и у ворот. И от передней стороны входа в ворота до передней стороны внутренних ворот — пятьдесят локтей. Решётчатые окна были и в боковых комнатах, и в столбах их, внутри ворот кругом, также и в притворах окна были кругом на внутреннюю сторону; и на столбах — пальмы” (Иез. 40:5-16).
Стих 5. Вначале Иезекииль описывает стену вокруг дворов и храма. Размер этой стены, как и другие размеры в этом разделе, порождают множество гипотез. Обычно считается, что длина “локтя” составляет около 45 см, но в стихе 5 приводится более длинный храмовый локоть: “локоть с ладонью” (около 54 см). В нашем изучении видения Иезекииля используется этот удлинённый локоть, а также следующие единицы измерения:
Эквиваленты еврейских мер
1 ладонь = 1/6 локтя = 8,97 см.
1 длинный локоть = 53,9 см.
1 трость = 6 длинных локтей = 3,14 м.
Стена окружала огромное здание. Высота стены (“одна трость”) равнялась приблизительно 3,14 м; такой же была и толщина стены. Эти размеры показывают, что стена не предназначалась для защиты. Она просто отделяла храм от любых осквернявших предметов снаружи.
Стихи 6, 7. “Ворота, обращённые к востоку”, имели у входа ступени (ст. 6). Этот вход представлял собой коридор с тремя боковыми комнатами (ст. 7) с каждой стороны, образуя нечто вроде привратницкого помещения. Каждая боковая комната имела 3,14 м в длину и ширину. Пройдя через эти ворота, человек попадал во внешний двор. Это место предназначалось для общих собраний и общего поклонения народа. Пророк увидел трое ворот одной конструкции: северные (см. ст. 20-23), южные (см. ст. 24-27) и восточные, по образцу которых были построены остальные ворота. К каждым воротам вели семь ступеней (ст. 22, 26) — указание на то, что весь храм возвышался на огромной террасе или платформе. Только на западной стороне стены не было ворот. Такие помещения (“привратницкие”) внутри ворот были типичными для древних городов. Археологи обнаружили одну такую конструкцию в Мегиддо (военном центре царства Соломона).
Огромные ворота с шестью боковыми комнатами символизируют защиту, которую Бог ниспосылает Своему народу. Он даёт силу и прибежище тем, кто верен Ему (см. Пс. 90:1, 2).
Стихи 8-12. Иезекииль был поднят на ступени, ведущие в притвор (ст. 8). Это было место с боковыми комнатами с каждой стороны. Иезекииль заметил выступ (ст. 12) перед каждой комнатой (в виде низкой стены). Пройдя эти комнаты, Иезекииль попал во второй большой притвор (8 х 20 локтей), ведущий во внешний двор. Позже, в 44:1-3, восточные ворота будут затворены (потому что в них вошёл Господь). “Князь” через этот “притвор” войдёт в ворота (изнутри). Там он будет “есть хлеб пред Господом” (44:3).
Стих 13. Общая ширина восточных ворот от двери до двери составляла двадцать пять локтей. Это включало толщину стены (один локоть), плюс размер комнаты (шесть локтей), плюс коридор (одиннадцать локтей), плюс противоположную боковую комнату (шесть локтей) и другую стену (один локоть).
Стихи 14, 15. Эти стихи не совсем понятны. Учёные предлагают разные варианты толкования этих размеров. Возможно, что шестьдесят локтей — это общий размер притвора, считая все размеры (ширину и высоту). Другой вариант — что высота шестьдесят локтей относится к дверным столбам. Общая длина от внешнего входа в притвор внешнего двора составляла пятьдесят локтей.
Стих 16. В древние времена не было стекла, и потому окна были решётчатыми, то на них были решётки. Единственным украшением в храме были пальмы — очевидно, орнамент, вырезанный на дверных столбах.
САМ ВНЕШНИЙ ДВОР
“И привёл он меня на внешний двор, и вот, там комнаты, и каменный помост вокруг двора был сделан; тридцать комнат на том помосте. И помост этот был по бокам ворот, соответственно длине ворот; этот помост был ниже. И намерил он в ширину от нижних ворот до внешнего края внутреннего двора сто локтей, к востоку и к северу” (Иез. 40:17-19).
Стих 17. Иезекииль говорит: “И привёл он меня на внешний двор”. В своём видении пророк находился в коридоре восточных ворот. Теперь он прошёл через эти ворота во “внешний двор”, Он называет его “внешним”, потому что был ещё другой двор, расположенный ближе к самому храму. Внешний двор окружал храм со всех сторон, кроме западной стороны, где частью стены был сам храм. В Талмуде этот “внешний двор” называется “двором женщин”. Кроме этого, Иезекииль увидел тридцать комнат, выходящих вовнутрь, ко внешнему двору. В реальном здании в дни Иезекииля такие комнаты могли предназначаться для поклоняющихся, пришедших в храм издалека, или для левитов, чья была смена служить (см. Иер. 35:2).
Стихи 18, 19. Комнаты стояли на каменных помостах, которые шли вдоль северной, восточной и южной стен. С каждой стороны было по десять комнат, разделённых воротами. Помост, который был ниже (и на котором стояли эти комнаты), вёл к следующему, более высокому помосту, на котором располагался внутренний двор. Помост использовался в храме Соломона (2 Пар. 7:3) и был, вероятно, выложен мозаикой, как и во дворце Артаксеркса (Есф. 1:6).
СЕВЕРНЫЕ И ЮЖНЫЕ ВОРОТА
“Он измерил также длину и ширину ворот внешнего двора, обращённых лицом к северу, и боковые комнаты при них — три с одной стороны и три с другой; и столбы их, и выступы их были такой же меры, как у прежних ворот: длина их — пятьдесят локтей, а ширина — двадцать пять локтей. И окна их, и выступы их, и пальмы их — той же меры, как у ворот, обращённых лицом к востоку; и входят к ним семью ступенями, и перед ними — выступы. И во внутренний двор есть ворота против ворот северных и восточных; и намерил он от ворот до ворот сто локтей. И окна в них и в преддвериях их такие же, как те окна: длиной в пятьдесят локтей, а шириной в двадцать пять локтей. Подъём к ним — в семь ступеней, и преддверия перед ними; и пальмовые украшения — одно с той стороны и одно с другой на столбах их. И во внутренний двор были южные ворота; и намерил он от ворот до ворот южных сто локтей” (Иез. 40:20-27).
Стихи 20-25. Северные и южные ворота были такой же меры, что и восточные (ст. 20, 21, 24). С западной стороны ворот не было, потому что там находился сам храм. Следующие стихи не содержат новой информации, кроме той, что к воротам входили семью ступенями (ст. 22). В описании восточных ворот цифра “семь” не упоминалась. Как отмечалось ранее, символизм цифры “семь” может означать, что эти ступени вели к совершенному месту — к месту присутствия Божьего. Таким же образом особо выделяются цифры “три” и “двенадцать”. “Три” символизирует полноту божественности (в полной мере реализованной в Божестве), а “двенадцать” символизирует весь Божий народ и Божье господство над ним.
Как и в предыдущем разделе, Иезекииль упоминает преддверия (“притворы”). Эти места наподобие маленького коридорчика у ворот имелись и в храме Соломона (3 Цар. 6:3; 2 Пар. 3:4). Такие же вестибюли, или тамбуры, находились в конце коридора и открывались во внешний двор. Отверстие, то есть проём, каждых ворот (ст. 11) было десять локтей в ширину и тринадцать в высоту. У каждых ворот Иезекииль увидел два столба толщиной в два локтя и высотой шестьдесят локтей (ст. 9, 14).
Стихи 26, 27. На столбах были резные пальмовые украшения (ст. 26). Пальмы символизировали красоту (Песн. П. 7:7), праведность, благоденствие и плодородие (Пс. 91: 13-15), а также спасение и победу (см. Отк. 7:9). Пальмовые ветви использовались во время праздника кущей. Широкое использование пальмового орнамента в храме Соломона (3 Цар. 6:29, 32, 35) отождествляет пальму с триумфом и великолепием правления того, кто “больше Соломона” (см. Мф. 12:42; Лк. 11:31). Во время триумфального входа Иисуса в Иерусалим народ устилал дорогу перед Ним пальмовыми ветвями, приветствуя вступление Мессии в город (Ин. 12:13: см. Мф. 21:8).