Изнутри. Что скрывает машинное отделение тепловоза М62?

Советский тепловоз М62 будет главным героем нашей рубрики "Изнутри" сегодня. Эта машина была специально разработана для эксплуатации в странах СЭВ и производилась Луганским тепловозостроительным заводом начиная с 1965 года. С 1970 года этот тепловоз выпускался для МПС СССР и имел несколько модификаций, включая двухсекционную и трехсекционную. Давайте взглянем, что у этого малыша скрывается под его капотом!

Тепловоз М62. Источник: yelkz.livejournal.com
Тепловоз М62. Источник: yelkz.livejournal.com

Основные тяговые элементы тепловоза

Тепловозы серии М62 оснащены стандартной схемой передачи мощности, о которой мы рассказывали ранее на нашем канале. Вкратце, дизельный двигатель приводит в движение генератор, который генерирует напряжение. Это напряжение подается на выпрямительную установку (выпрямительная установка характерна для генераторов переменного тока), а затем питает тяговые электродвигатели (ТЭД). ТЭД, в свою очередь, вращают колесную пару, что обеспечивает тягу. Таким образом, момент тяги возникает благодаря взаимодействию всех этих компонентов.

Наглядная схема электрической передачи мощности тепловоза.
Наглядная схема электрической передачи мощности тепловоза.

Погружение в машинное отделение

При входе в машинное отделение тепловоза мы наталкиваемся на компактную уютную дверцу, за которой скрывается огромная дизельная машина. О ней мы поговорим позже. В этом небольшом тамбурочке расположена высоковольтная камера. Здесь также можно заметить опломбированную техническую аптечку и основные автоматы управления.

Погружаемся дальше. Когда мы открываем дверь и входим внутрь, сразу же встречаемся с впечатляющим запахом дизеля и видом компрессора, оснащенного приводом от дизельного двигателя.

Вход в машинное отделение. Источник: канал "Профессия Машинист"
Вход в машинное отделение. Источник: канал "Профессия Машинист"

Этот компрессор играет важную роль в работе тепловоза, обеспечивая подачу сжатого воздуха для различных систем и механизмов на борту.

Компрессор тепловоза М62. Источник: "SsVMedia "
Компрессор тепловоза М62. Источник: "SsVMedia "

Святая святых тепловоза

В момент, когда вступаешь внутрь машинного отделения тепловоза М62, тебя окружает настоящая атмосфера, пропитанная маслом и запахом дизельного топлива. Ни одна фотография не в силах передать этот характерный тепловозный запах и звук, который раздаётся от работающих агрегатов. Рев дизельного двигателя и шум смазочных систем создают мощный фон, наполняющий пространство машинного отделения. Этот ощутимый выжигающий запах и звук работы вех агрегатов тепловоза М62 создают особую тепловозную атмосферу, которая сложно передать словами.

Вид по проходу машинного отделения тепловоза М62. Источник: "SsVMedia "
Вид по проходу машинного отделения тепловоза М62. Источник: "SsVMedia "

Генератор, отвечающий за производство электричества, также располагается в машинном отделении рядом с дизелем тепловоза М62. Он обеспечивает необходимую энергию для питания ТЭД и различных устройств на тепловозе.

  • Замечание от нашего подписчика Driver: Тепловозы серии М62 оснащены генератором ГП-312 постоянного тока, в свою очередь, тяговые электродвигатели в этих тепловозах также работают от постоянного тока, поэтому у данных тепловозов отсутствует необходимость в выпрямительной установке.
Генератор М62. Источник: канал "Профессия Машинист"
Генератор М62. Источник: канал "Профессия Машинист"

Продолжая свое путешествие, мы обнаруживаем сердце тепловоза - 12-цилиндровый дизельный двигатель 14Д40. Этот мощный агрегат, олицетворение силы и надежности, является неотъемлемой частью М62. Интересно отметить, что в последнее время на эти тепловозы начали устанавливать новые двигатели 2Д49 после капитального ремонта. Однако, на фотографии мы видим именно 14Д40, возможно, по какой-то причине решили оставить его и не заменять на 2Д49. Это вызывает любопытство и говорит о том, что технические характеристики и эффективность старого дизеля 14Д40 всё еще соответствуют требованиям эксплуатации тепловоза М62.

После прохождения мимо дизельного двигателя мы замечаем, что за ним располагаются турбины двигателя, а дальше валы отбора мощности, которые ведут к шахтам охлаждения.

Валы отбора мощности. Источник: канал "Профессия Машинист"
Валы отбора мощности. Источник: канал "Профессия Машинист"

***

Взглянув на этот потрясающий тепловоз, непременно возникает вопрос: "Как удалось уместить внутри него дизель-генератор и все остальное?" Однако, только благодаря гениальной инженерной мысли было возможно не только вместить все необходимое, но и создать такую легенду, которая сохранялась до наших дней. Модель М62 весьма не лишена некоторых недостатков, однако плюсов у нее непомерное количество. Я смело утверждаю, что это один из самых величественных тепловозов своей эпохи.

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

Знаете что-то интересное про магистральный тепловоз М62? Возможно именно вы являетесь машинистом данного тепловоза? Рассказывайте о своих знаниях и опыте в комментариях, обсудим вместе.

Подписка на наш канал позволит Вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные публикации.
►TRAINS UNIVERSE◄Нравится железнодорожная тема? Тогда ты по адресу! - Рассказываем о железной дороге; - Спускаемся в недра метрополитенов; - А ещё играем и создаем DLC для Trainz; - Скоро представим свою библиотеку! Где сохраним и оформим авторский контент. - Железная дорога над/под землей и даже виртуально!
1K подписчиков