Тепло встречали многие компьютерные ролевые игры. Хотя не всем это обеспечило финансовый успех и долгую жизнь
Успех Baldur’s Gate 3 от Larian, как известно, превзошел ожидания – в том числе и самого разработчика. Удивляться действительно есть чему, пиковый онлайн в Steam под 900 тысяч – это серьезное достижение для игры в не самом массовом жанре, построенной на правилах DnD – специфичных для многих незнакомых с ними геймеров.
Обзор Baldur’s Gate 3 в ближайшую пару недель появится на канале, но сегодня не об этом. А о том, является ли такое «всенародное» признание чем-то действительно исключительным для жанра. И является ли исключительной для компьютерных ролевых игр оценка 96 баллов на Metacritic. Для справки – на момент написания материала третьи «Врата Балдура» занимали первую строчку по лучшим оценкам за весь 2023 год.
Я согласен с тем, что Metacritic – не самый лучший способ оценивать реакцию геймеров на ту или иную игру. Однако адекватно сравнить по онлайну или другим показателям Baldur’s Gate 3 и, к примеру, первую Baldur’s Gate уже не получится.
Metacritic, напомню, появился в 2001 году. Steam заработал только в 2003-м, и о современном функционале и возможностях статистики тогда речи, конечно, не шло.
Поэтому вооружимся баллами на Metacritic (в данный момент сайт заблокирован в России) и посмотрим – как оценивали уже ставшие классическими фэнтезийные CRPG и менее прозвучавших представителей данного жанра.
С поправкой на то, что раньше и трава была зеленее, и высокие оценки играм выдавали реже, чем сегодня.
Planescape: Torment (1999)
Критики: 91
Геймеры: 9.2
Planescape – один из сеттингов «Подземелий и драконов», представляющий собой мультивселенную, состоящую из ряда миров, населенных различными существами. Torment в своем сюжете и геймплее воплотила эту концепцию в формате видеоигры, став одним из самых знаковых проектов в жанре CRPG.
Студии Black Isle удалось создать действительно интересную историю с отличными диалогами. А особенное значение Torment приобретает в свете того, что сеттинг Planescape не избалован видеоигровыми адаптациями.
Baldur’s Gate (1998)
Критики: 91
Геймеры: 8.9
Да, все именно так – у третьей и новой части серии оценки выше, чем у самой первой, сделавшей ее культовой. Но спишем на то, что в прежние времена высокие оценки были большей редкостью, чем сегодня. Да и Metacritic запустили позже, чем вышла BG.
В каком-то смысле именно благодаря успеху первой Baldur’s Gate компьютерные ролевые игры обрели такую форму, которую мы видим сегодня. Все, что было после – так или иначе оглядывалось на «Врата Балдура», во многих аспектах. Это было начало восхождения BioWare.
В 2002 году вышел сиквел Shadows of Amn, получивший уже 95 баллов от критиков и 9.2 от игроков – то есть примерно столько же, сколько и третья часть. Так что вполне понятно, почему Larian решили обратиться именно к этой серии, и на время отложили выпуск Original Sin 3.
Neverwinter Nights (2002)
Критики: 91
Геймеры: 8.2
Если честно – мой фаворит в этом жанре. Да, я знаю, что многие люди предпочитают другие CRPG, но мне всегда нравилось, что BioWare сотворили с городом Невервинтер. Атмосферная, в меру мрачная, с отличным для своего времени визуалом, NWN дарила великолепное и разнообразное приключение. Которое при желании можно было продолжить, установив дополнения Hordes of the Underdark или Shadows of Undrentide.
А вот с сиквелом все получилось неоднозначно. Если критики выдали второй части игры 82 балла, что еще более-менее неплохо, то геймеры ограничились 6.7, причем отрицательных отзывов от игроков на Metacritic сейчас даже больше, чем положительных.
«Я возлагал большие надежды на эту игру, честно. Есть проблески того, где NWN2 мог преуспеть, но, к сожалению, в большинстве аспектов игра не соответствует своему предшественнику. ИИ жалкий. Сама кампания довольно банальна, и хотя некоторые персонажи интересны, им никогда не давали шанса проявить себя», - писал в 2006 году игрок с ником GordonM. Лично мне сиквел тоже в целом не понравился.
Pillars of Eternity (2015)
Критики: 89
Геймеры: 8.3
Попытка студии Obsidian сделать изометрические РПГ «снова великими». А, если точнее – понять, остался ли у геймеров еще интерес к данному жанру в 2015 году. Несмотря на свою откровенную бюджетность, «Столпы вечности» получились действительно хорошей и весьма вариативной РПГ, которая делала то, что от нее требовалось – позволяла погрузиться в вымышленный мир и прожить там некую увлекательную историю. Кстати, сеттинг, изобретенный самими разработчиками игры, мне тоже в целом понравился – мир получился мрачным и во многом нетривиальным.
В общем игру приняли хорошо, и было решено делать сиквел. Вторая часть с подзаголовком Dreadfire также получила хорошие оценки – 88 от критиков и 7.8 от геймеров. И это еще одно доказательство того, что не нужно путать «теплое» с «мягким» или оценки на Metacritic и успех игры в том виде, в котором его представляли сами разработчики. Так как было объявлено, что ожидаемого финансового результата вторая часть Pillars of Eternity не принесла.
Правда, между двумя частями PoE «Обсидианы» успели выпустить еще одну CRPG – Tyranny. Но ей выставили еще более скромные 80 и 7.8 баллов. Что, видимо, и отбило у разработчика желание заниматься подобными «олдскульными» проектами.
Divinity: Original Sin (2014)
Критики: 87
Геймеры: 8.6
В 2014 году выход первой OS не на шутку переполошил сообщество любителей компьютерных ролевых игр. Это сейчас они появляются более-менее регулярно, а в те времена уже были подозрения, что жанр бесповоротно погиб. И, хотя Original Sin многие очень полюбили за огромные геймплейные возможности, не всем понравилась «юморная» подача, собственный лариановский сеттинг и пошаговая боевка.
Сиквел вышел в 2017 году, и удостоился более высоких оценок – 93 от критиков и 8.8 от геймеров. Игра стала чуть серьезнее и намного эпичнее, хотя в основе своей была той же Original Sin, только с более солидным бюджетом.
Icewind Dale (2000)
Критики: 87
Геймеры: 8.3
Как нетрудно догадаться, названия CRPG, выходивших на изломе тысячелетий, были привязаны к различным локациями из мира «Подземелий и драконов». «Долина ледяного ветра» - не исключение, и местом действия является север континента Фаэрун (или Фейрун). Как и в случае с Planescape: Torment, над игрой работала студия Black Isle.
Как видно из оценок, приняли проект довольно тепло – хотя и не с таким восторгом, как «Врата Балдура». Вторая часть Icewind Dale в целом тоже оправдала надежды игроков – сегодня ее оценки составляют 83 и 8.4 баллов.
Arcanum: of Steamworks and Magick Obscura (2001)
Критики: 81
Геймеры: 8.7
Как понятно из названия, в «Арканум» нас встречал сеттинг, сочетающий в себе привычные фэнтези-элементы и промышленную революцию. Кстати, работала над игрой студия Troika Games, которая позднее сотворила и Temple of Elemental Evil, и частично состояла из выходцев из студии Black Isle. В целом Arcanum все хвалили, хотя были серьезные претензии к боевой системе. Тем не менее, финансово игра оказалась провальной, что в итоге привело и к закрытию самой Troika Games.
И все же игру любят и помнят до сих пор, в том числе в России. Хотя у нас «Арканум» даже официально не выходила.
Torment: Tides of Numenera (2017)
Критики: 81
Геймеры: 6.9
Один из самых неординарных проектов в сегодняшнем списке. Начиная с самого сеттинга – глубокое будущее, цивилизации лежат в руинах, окружающий нас мир настолько непривычен, насколько это возможно. Да и сюжет пропитан психоделикой, и совсем не так приземлен, как в других знакомых нам CRPG.
При этом по своей сути Torment: Tides of Numenera являлась «духовным продолжателем» Planescape: Torment. И одной из ее отличительных особенностей было малое количество сражений и упор на принимаемые нашим героем решения.
Pathfinder: Kingmaker (2018)
Критики: 73
Геймеры: 7.4
Pathfinder – это настольное ответвление от 3.5 редакции DnD. И именно его за основу взяла студия Owlcat Games при создании своего видеоигрового проекта. Как видно из оценок, приняли «делателя королей» довольно тепло, хотя и куда более прохладно, чем многие другие игры из сегодняшнего списка. Объяснялось это в том числе не самой лучшей оптимизацией игры, а также багами и огрехами, которые долго мешали получать удовольствие от геймплея.
В сиквеле с подзаголовком Wrath of the Righteous «совокоты» учли свои ошибки и выдали куда более сбалансированный и технически проработанный продукт. За что критики и геймеры «накинули» им еще десятку – 83 и 7.7 баллов. Игра получилась большой и местами действительно впечатляющей, хотя и со своими особенностями.
Temple of Elemental Evil (2003)
Критики: 71
Геймеры: 7.7
«Темная лошадка» жанра, которая не снискала особой популярности и быстро потерялась на фоне более успешных «коллег». Тем не менее, проект был довольно интересным, хотя и не без изъянов. Когда я в свое время играл в «храм», мне там не хватило ярких характеров и какой-то фишки, которая бы выделяла игру на фоне других. Единственное, о чем можно упомянуть – это пошаговые тактические сражения. Да, именно то, за что впоследствии некоторые люди невзлюбят боевку от Larian.
Какие еще компьютерные ролевые игры вы бы добавили в этот список (может, что-то забыл)? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!