Ну а что же Северная Корея? Удивительно, но будучи когда-то единой страной, Южная и Северная Корея сегодня отличаются друг от друга, как черное и белое, и в основном, все их различия заключаются в отношении к людям и прививаемым им ценностям. Сегодня в Северной Корее уровень грамотности среди местного населения превышает 99%, и это колоссальный прогресс для страны, в которой еще в середине 20 века навыком чтения обладала лишь четверть всего местного населения!
К сожалению, назвать систему образования Северной Кореи современной едва ли получится, поскольку в школах до сих пор грамотность может проверяться умением правильно написать имя «Ким Ир Сена», а на уроках истории ученикам на полном серьезе рассказывают, что войну начала Южная Корея...
Еще раз повторюсь, что когда-то Северная и Южная Корея были единым государством, а разделившись, оказались в абсолютно одинаковых условиях для организации нового общества и самостоятельного развития. На момент образования Северной Кореи, а это произошло в 1948 году, порядка 70% всех детей школьного возраста не могли получить даже начального образования, и стране понадобилось около 20 лет, чтобы выстроить полноценную систему обязательного образования, в соответствии с которой обучение длилось сперва 9 лет, а затем 11.
Определенную схожесть наблюдаете? Оно и неудивительно, ведь подобная образовательная система была позаимствована у Советского Союза. Дети поступали в первый класс, который считался подготовительным, затем проводили четыре года в начальной школе и шесть лет в средней. По окончании школы те, у кого была возможность продолжать обучение, отправлялись учиться дальше, а тем, кому необходимо было содержать семью, себя и родителей, начинали работать и, чаще всего, к учебе больше не возвращались.
Обязательным школьным образованием граждан Северной Кореи обеспечивает государство, поэтому родителям необходимо лишь приобрести для своих детей необходимые канцтовары и школьные принадлежности. В стандартной северокорейской школьной программе тоже не найдется ничего удивительного для русского обывателя: математика, корейский язык, литература, история, география.
Также юные корейцы изучают иностранные языки - английский или, внимание, русский. Однако есть и кое-что еще: например, ученикам преподается коммунистическая мораль, политика коммунистической партии, основы коммунизма и, конечно же, отдельным предметом стоит изучение жизни великого Ким Ир Сена. И все эти обязательные для изучения предметы занимают примерно 5- 6% всей школьной программы.
Однако и стандартные школьные предметы в северокорейских школах редко когда обходятся без политических вкраплений или нюансов, связанных с идеологий КНДР. Так, например, в учебниках истории, выпущенных, разумеется, местными издательствами, в параграфе, где рассказывается о Корейской войне, именно Южная Корея описывается как агрессор, развязавший кровавую бойню и заставивший страдать население Северной Кореи.
В учебниках географии практически всегда нарочито ярко акцентируется внимание на негативных сторонах жизни капиталистических стран, из учебников по литературе «удаляются» произведения Толстого, Гюго и даже Шекспира, поскольку они, якобы, способны развратить умы и души подрастающего поколения, а в учебниках иностранных языков, русского и английского, нарочно сделаны акценты на изучении конкретных фраз, вроде «Да здравствует партия» или «Вечная слава Великому Лидеру».
И да, я не зря подчеркнул, что все школьные учебники выпущены исключительно местными издательствами. Власти Северной Кореи не доверяют оригинальным книгам и пособиям, выпущенным даже в той же России, поскольку они «непроверенные» и могут содержать много «вредной» для корейского народа информации. Поэтому северокорейские школьники получают все знания в несколько искаженном и урезанном виде.
Помимо школьных занятий, власти КНДР большое внимание уделяют и внеклассному образованию подрастающего поколения, благодаря чему школьники регулярно выезжают на всевозможные экскурсии и посещают ключевые достопримечательности страны. Для малышей регулярно организуются «субботники», а вот ребят постарше частенько отправляют на работы в поля или на строительные площадки, чтобы уже с раннего возраста привить им любовь к труду.
И, конечно же, как без политинформации, которой по определению не может быть слишком много! В Северной Корее существует аналог советских пионеров под названием «Союз детей», куда принимают не всех и не сразу. Попасть в «Союз детей» школьник может лишь по достижении им 10-летнего возраста, да и к тому же в первую очередь в эту организацию принимают лучших учеников, а остальных уже в порядке «живой» очереди.
«Союз детей», занимающийся проведением внеклассных занятий по политинформации, организацией общественных маршей и различного рода патриотических мероприятий, был создан, прежде всего, для того, чтобы не позволять подрастающему поколению заполнять свои умы, а заодно и свободное время, ненужной и, вероятно, вредной информацией, идущей вразрез с идеологией страны.
А, и еще. Одним из наиболее «любопытных» внеклассных мероприятий в Северной Корее является посещение школьниками расстрельных площадок, где проводятся смертные казни. Ну, так, для общего развития...
По завершении обязательного школьного обучения, некоторым северокорейцам все же удается продолжить обучение в вузах страны, главным и наиболее престижным из которых считается Университет имени Ким Ир Сена.
Вообще в систему высшего образования Северной Кореи входят не только университеты, но и колледжи: колледжи, готовящие учителей для работы в детских садах, начальных и средних школах, колледжи усовершенствованных технологий, медицинские колледжи, специальные колледжи науки и инженерии, музыки, искусства, иностранных языков, военные колледжи и академии и так далее. Кроме того, каждый университет Северной Кореи обязательно должен принимать порядка 20-30 % отслуживших солдат и рабочих, чей стаж превышает 5 лет.
Поступление в университеты КНДР осуществляется на конкурсной основе – то есть, посредством вступительных экзаменов. И, несмотря на то, что наиболее важными критериями отбора абитуриентов являются отметки старшей школы, политическая подоплека при поступлении играет также немаловажную роль. Абитуриент, желающий увеличить свои шансы на поступление в конкретный северокорейский вуз, должен получить рекомендацию от местного «рекомендательного комитета» до того, как будет одобрен округом или провинциальными комитетами.
Если уж говорить откровенно, нельзя назвать систему образования в Северной Корее однозначно плохой или однозначно хорошей. Она просто другая. Она прививает подрастающему поколению ценности, которые культивирует правящая верхушка страны, но, по сути, так происходит и в других странах. Правда, в Северной Корее вопрос идеологии несколько гипертрофирован и возведен в абсолют, а лидер страны приравнивается к Богу, но в целом...
Ну и, конечно же, невольно бросается в глаза, что школьная система образования КНДР со времен СССР мало чем изменилась. И ведь СССР уже давным-давно нет, а его ценности и модели школьных и внешкольных занятий живут по сей день силами правителей Северной Кореи. Любопытно все это, конечно...
И хотя система образования КНДР позволила-таки существенно повысить общий уровень образованности населения (практически все жители Северной Кореи умеют читать, писать, считать и знают основы истории и других наук), а некоторым даже дала возможность обучаться в университетах, большинство чиновников и приближенные к ним люди стараются все же отправлять своих детей на обучение за границу. Причем, начиная с малых лет... Не верят в качество северокорейского образования? Или, быть может, есть другие причины?
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!