Найти в Дзене
АвТОгус

Зачем самому массовому бронеавтомобилю РККА БА-64 лыжи?

Про самый массовый и первый серийный бронеавтомобиль БА-64 написано много. Интересно, что его разработкой занимались специалисты Государственного автомобильного завода имени Молотова фактически в частном порядке. Группе инженеров, которую возглавлял конструктор предприятия Грачев, пришла в голову идея создать легкий бронированный автомобиль на шасси внедорожника ГАЗ-64.

Использовав собственные нарабоки и изучив опыт германских инженеров специалистам удалось создать действующий проект двухместного автомобиля с легким бронированием в кратчайшие сроки. Машина действительно оказалась незаменимым помощником для разветбатальонов и в качестве машины поддержки пехоты. Однако в ходе испытаний зимой 1941/1942 года конструкторами были замечены недочеты. В частности машина не очень хорошо себя вела на глубоком и рыхлом снегу.

-2

В то время в Горьком велась активная работа по конструированию машин легко передвигающихся по снежной поверхности. Специалисты работали над неким гибридом созданным на базе грузовика ГАЗ-АА. Проект снегохода получил обозначение ГАЗ-СХ. Обычный грузовик поставили на движитель инженера Неждановского. Ведущие задние колеса были снабжены гусеницами, а вместо передней колесной пары использовались лыжи. Аналогичную схему, по предложению инженера Строева было решено применить и для БА-64.

-3

С лета 1943 года начались ходовые испытания автомобиля получившего обозначение БА-63-З, в конце использовалась не цифра "3", а литера "З", что должно было обозначать машину как "зимнюю".

-4

Как и в случае с ГАЗ-СХ снегоходный движитель этого опытного образца состоял из лыж, установленных вместо передних колес, и движителя с крупнозвенчатой гусеницей СХ. Привод на цепь осуществлялся зубчатым колесом, смонтированным на ступице заднего колеса.

-5

Опытный образец бронеавтомобиля показал отменные параметры опорной проходимости, с очень низкими показателями удельного давления на грунт. Казалось бы дорога к серийному производству открыта. Но, увы маневренность, скоростные качества(максимальная скорость достигала всего 22 км/ч) и самое главное управляемость автомобиля оставляли желать лучшего. Машина становилась отличной мишенью и выполнять боевые задачи попросту не могла.