Существует термин «дороманский стиль» или «предроманский стиль», используется при описании в основном архитектуры и монументальной скульптуры. Определены приблизительные границы дороманского стиля – с V по XI век. В данном временном периоде специалисты подразделяют архитектуру на несколько подпериодов, связывая их с этническими и географическими особенностями строительства.
После падения Западно-Римском империи в середине V века на территории Западной Европы архитектура стала приходить в упадок. Но в Восточно-Римской империи или, как нам привычно называть, Византии строительство продолжало развиваться, создавался синтез античных основ архитектуры и христианской философии. Из этого синтеза сформировался тип крестово-купольных храмов. Для строительства главным образом использовали плинфу – обожжённый кирпич.
Вестготская архитектура. Вестготы (германский племенной союз), которые в конце концов обосновались на территории римской провинции Испания. До наших дней сохранились несколько церквей, сооружённых вестготами на Севере Испании. Подковообразные арки, прямоугольные в плане апсиды, кладка из тёсаного камня, использование растительного и животного орнамента – характерные черты вестготского стиля. Конечно, на архитектуру и скульптуру вестготов оказало влияние византийское искусство.
Крыша церкви поддерживается бочкообразным сводом, но в то время как свод нефа и проходов сохраняет свою первоначальную каменную структуру, западные секции здания выложены кирпичными сводами из более ранних выступов тесаной кладки. Используемые арки имеют форму подковы (больше половины круга) вестготской архитектуры. Две арки, перпендикулярные оси нефа, построены из блоков, опирающихся на колонны, прикрепленные к опорам. Арка, ведущая в апсиду имеет более узкую форму подковы, опирающуюся на две колонны в косяках проема.
Остготская архитектура. Остготы (германский племенной союз), который завоевал Италию и «прикончил» Древнеримскую империю. К сожалению, до нашего времени сохранился единственный образец остготской архитектуры – Мавзолей короля Теодориха, построенный в 520 году из известняка, привезённого из Истрии, полуострова в Адриатическом море. Истрия ныне принадлежит нескольким государствам: северная часть – Хорватии, небольшие части полуострова - Словении и Италии. Мавзолей разместили на кладбище остготов за пределами Равенны. Считается, что купол вытесан из цельного камня.
Архитектура Меровингов.
Характерное для того времени использование колонн разных ордеров. Деревня Венаск расположилась на скале в Провансе. Баптистерий (место в храме для крещения) построен в VI веке.
Лангобардская архитектура. Лангобарды (германский племенной союз), обосновавшийся на севере Италии. Базилика Сан-Винченцо-ин-Прато- церковь на севере Италии - единственный храм в Милане, который полностью сохранил первоначальный палео-христианский облик (до разделения на католичество и православие). Церковь основана лангобардским королем Дезидерием в 770 году и посвящена Деве Марии. В 859 найдены мощи Винченцо в урне в крипте, переименована в честь этого святого. Церковь сооружена на основании римского храма или молельни, находящегося по дороге в Виджевано и, который находился в римском некрополе. Базилики около 40 х 20 м, стены из кирпичной кладки. Внутри здания: неф и два проходов с деревянными перекрытиями. Колонны относятся к разным эпохам. Приподнятый хор заканчивается большой апсидой. Под пресвитерием находится крипта, в которой также есть неф и два прохода, разделенные десятью небольшими колоннами со скульптурными капителями.
Ротонда-ди-Сан-Лоренцо в Мантуе (Ломбардия, Италия) построена в XI веке из кирпича и мраморных элементов от античного здания. Герцог Мантуи Гильермо Гонзага в 1579 году закрыл церковь, после чего сооружение использовали под жилье и торговлю. В начале XX века церковь реконструировали.
Архитектура эпохи каролингов. К этому периоду относится старинное аббатство (монастырь Святого Иоанна), якобы сооружённое по приказу Карла Великого приблизительно в 780 году. Расположено в швейцарской деревне Мюстаир, в долине Валь Мюстаир, там проходил путь через перевал Офенпасс из Италии в Энгадин, и было укреплено, чтобы контролировать горный проход.
Оттонская архитектура. Данный стиль возник в правление императора Оттона Великого и длился в период с середины Х века до середины XI и вобрал в себя каролингские и византийские традиции строительства, сочетание христианской архитектуры с германской и средиземноморской. «Размеры оттоновских сооружений рассчитываются в квадратных единицах и симметричны внутренние и внешние планировки… Отличительной чертой этого стиля являются тонкие полосы на внешних стенах зданий, выполненных из камня. Эта особенность дизайна заимствована из итальянского и римского архитектурных стилей». Монастырская церковь Святого Кириака – «один из немногих сохранившихся образцов оттоновской архитектуры, построенный в 959/960–965 годах маркграфом Геро, хотя он был восстановлен в 19 веке».
Место, где впоследствии воздвигли церковь Святого Пантелеймона (Кёльн, Германия) на протяжении многих веков не пустовало. В римские времена тут на загородном холме находилась вилла, построенная между II и IV веками. В меровингский период в вилле совершали христианские богослужения. На рубеже VI-VII веков на холме хоронили знатных людей, о чём говорят находки множества трапецевидных известковых саркофагов. Церковь на холме упоминается в документах кёльнского архиепископа Гюнтера в 866 году, а около века спустя, в 955 году архиепископ Бруно I основал бенедиктинский монастырь. В последующие годы соорудили крипту и различные пристройки. В конце X века на его месте сооружается вестверк, украшенный скульптурами Святых Пантелеймона, Космы и Дамиана. «При императрице Феофано и её муже короле Оттоне II церковь богато украшается, а также получает в дар различные реликвии": частица мощей Николая Чудотворца, привезенная из Константинополя, частица мощей Великомученика Пантелеймона, переправленая из Ахена. В середине XII века вокруг города соорудили новые стены. Границы Кёльна расширили и церковь Святого Пантелеймона отныне внутри городской черты.
Аустурийская архитектура. Астурия (Аустурия) – первое христианское государство, образованное после завоевания арабами Пиренейского полуострова в начале VIII века. Королевство основано Пелайо, знатным вестготом. Он и его потомки стремились отбить территорию у мусульман и северо-западная Испания к 775 году полностью подчинилась Аустурийской династии. Завоевания продолжались и в последующее время. Астурийский дороманский стиль изменялся непосредственно с политической эволюцией королевства. Различают пять этапов, связанных с правлением королей: первый период (737-791 гг.), второй этап (791-842 гг.) - стадия стилистического определения, третий этап разбивается на подэтапы: (842-850 гг.), (850-866 гг.); четвертый - (866-910 гг.), пятый совпадает с переходом двора в León, прекращением существования королевства Астурия. Астурийский стиль - особенность Испании, архитектура сочетает элементы других стилей, различных местных традиций, вестготской и Мосарабской.
Немного, что такое мосарабский стиль, это принцип строительства зданий христианами, которые остались на Пиренейском полуострове после арабского вторжения. Использовали исламские, арабские, мавританские декоративных мотивы и формы: подковообразная арка и ребристый купол. Христиане, перебравшиеся в неисламские районы Испании применяли в строительстве и отделке мосарабский стиль и невольно распространяли арабское влияния на страны Европы. Монахи, уехавшие на север Испании строили церкви в мосарабском стиле в 9-11 веках. Сан-Мигель-де-Эскалада, недалеко от Леона, крупнейший сохранившийся образец мосарабской архитектуры, был основан монахами из Кордовы и освященный в 913 году. Все подковообразные арки сводятся к мраморным колоннам и шпилям от предшествующих вестготских и римских зданий. Семь западных арок выполнены в мавританском стиле.
Церковь Святого Спасителя Вальдедиоса расположенная рядом с Вильявисьосой, Астурия освящена в сентябре 893 года.
Церковь Святого Адриана Туньон в Санто-Андриано, расположена рядом со старой римской дорогой. Основана 24 января 891 г. Альфонсо III Астурийским и его женой как церковь при монастыре. В начале XII века значительно перестроена.
Дороманский стиль в Хорватии. На территорию северо-западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического моря и на территории современных Хорватии и Черногории, там, где в древности жили иллирийские племена далматов, фракийцев и других, пришли в VI-VII веках племена хорватов и сербов. В IX веке города далматов вошли в состав Хорватского государства. Откуда явились хорваты? По мнению историков, хорваты ушли с территории нынешней Польши и Украины. Предполагается, что предводителями у хорватов в тот период были вожди ираноязычные кочевые аланы. Не исключено, что они покорили хорватов и увлекли за собой на юго-запад Европы. А сербы откуда пришли? Ещё интереснее. Птолемей в «Географии», написанной во II н. э. причислил сербов к сарматским племенам, обитающим на Северном Кавказе и Нижней Волге. В IV веке, гонимые гуннами, они добрались до Центральной Европы. Близ рек Одер, Висла, Эльбы и Зале смешались с местными полабскими и иными славянами. В Саксонии до сих пор существует местность Сорбия, где проживают лужичане (сорбы). Смешанное население сербов впоследствии ушло на юг, и там ещё смешались с местными племенами. В Далмацию пришли и аварские племена.
По примеру позднеантичных христианских зданий первые хорватские короли строили молельни, часовни. Позже постройки стали носить упрощённый вид, затем добавляли новые элементы. Стены возводили из грубо обработанного камня. Часто с одним, иногда с тремя нефами. В конце VIII - начале IX вв. на фундаменте римского здания возвели Церковь Святого Доната в Задаре, самое сложное из дошедших до нашего времени сооружений того времени на территории Хорватии. Представляет собой трёхапсидную купольную церковь в византийском стиле. Изначально церковь назвали в честь Святой Троицы, а в XV веке переименовали. В церкви хранится большая коллекция работ по металлу средневековых далматинских мастеров. Благодаря хорошей акустики в здании ежегодно с 1960 года проводятся концерты фестиваля «Музыкальные вечера в святом Донате».
С X века в Западной Европе начинался бум городов и распространялась фахверковая конструкция жилья и построек. Фахверк или «ящичная работа», каркасная конструкция, типичная для крестьянских домов Центральной и Северной Европы. Есть и другое название: «прусская стена». Иногда фахверк считают разновидностью флехтверка - «плетёной работы». Тоже каркас из горизонтальных и вертикальных деревянных брусьев и раскосов с заполнением промежутков камнем, кирпичом, глиной (саманом) и т.д.
На основе древнеримского, византийского наследия в XI—XII вв. во Франции, на западе Германии и севере Италии сложился романский стиль — базиликальные соборы с двумя башнями по обеим сторонам входа, с шатровыми пирамидальными или конусообразными крышами, имеющие в плане форму латинского креста. Светскую архитектуру представляли многочисленные замки феодалов с крепостными стенами, построенные как крепости.
Спасибо за внимание.