Найти тему
Фрекен Book

Царь Обезьян: Путешествие на запад. Часть 3. Визиты в Преисподнюю и на Небо

Теперь у Сунь Укуна имелось чудесное оружие, и он мог спокойно предаться отдыху. Он стал совершать прогулки на облаках по окрестным морям и горам и вскоре завел много друзей среди небожителей. Он даже побратался с шестью злыми демонами: быком, водяным драконом, грифом, духом обезьяны, макакой, львом. Они часто встречались, вели беседы, пили вино, играли на музыкальных инструментах, распевали песни и танцевали.

Как-то раз Сунь Укун устроил пиршество и пригласил к себе в пещеру шестерых своих побратимов. Забили коров и лошадей, чтобы принести жертвы небу и земле. Всем было разрешено петь, плясать и веселиться до упаду, есть и пить вволю. После пиршества, проводив гостей, Сунь Укун прилёг в тени под сосной отдохнуть и тотчас же уснул. И увидел он во сне, что к нему приблизились два духа. Не успел Царь обезьян произнести и слова, как духи вытащили веревки и, связав его душу, поволокли ее за собой к обнесенному стеной городу. К этому времени хмель у Сунь Укуна стал проходить. Подняв голову и оглядевшись, он увидел на стене железную вывеску: «Преисподняя».
- Годы твоей жизни кончились, - промолвили тут духи, доставившие его сюда, - и нас послали за тобой.
- Я выше земного мира чувственных страстей, - воскликнул Сунь Укун. - Я не состою из пяти элементов и не подчинен власти Князя смерти. Вы что, с ума сошли? Как осмелились вы схватить меня?!
Но посланцы ада продолжали тащить Сунь Укуна, не обращая внимания на его слова. Тут Царь обезьян рассердился, вытащил из уха свой посох, потряс им, чтоб он увеличился и ударил им духов. От тех осталось лишь мокрое место.
Освободившись от веревок, Сунь Укун, направился в крепость, размахивая своим посохом. Увидев его, демоны ринулись во дворец и доложили:
- Беда! Беда! Какой-то Бог грома с обросшим шерстью лицом приближается ко дворцу!
Тут десять судей смерти пришли в сильное замешательство и, быстро приведя себя в порядок, вышли посмотреть, что происходит. Увидев рассвирепевшего Сунь Укуна, они выстроились в ряд и громко приветствовали его:
- Великий бессмертный, назовите нам свое имя!
- Раз вы не знаете меня, то как осмелились послать за мной своих людей? - крикнул Сунь Укун.
- Да разве посмели бы мы поступить подобным образом! - возразили судьи. - Вероятно, посланные допустили какую-то ошибку!
- Я святой мудрец из Пещеры водного занавеса, с Горы цветов и плодов, - представился Царь обезьян. - А вы кто будете?
- Мы десять судей Владыки Преисподней, - отвечали те с поклоном.
- Если вы действительно судьи смерти, то должны быть наделены божественным провидением, - сказал Сунь Укун. - Как же вы не разбираетесь в делах? Я постиг истину и стал бессмертным праведником, вечным, как небо. Я стою выше чувственного мира и не подчиняюсь законам пяти стихий. Как же смели вы послать своих людей схватить меня и привести сюда?
- Не гневайтесь, праведник, - отвечали судьи. - Мир велик, и людей, носящих одинаковые имена, много. Очевидно, наши посланцы совершили ошибку и спутали вас с кем-нибудь другим.
- Все это ерунда! - крикнул Сунь Укун. - Дайте-ка мне сейчас же книги с именами живых и мертвых, и мы посмотрим, в чем дело!
Судьи пригласили Сунь Укуна во дворец Владыки Преисподней и велели чиновнику, ведающему списками, проверить их все. Чиновник проверил все списки обезьян, но нигде не обнаружил Сунь Укуна. Но нашлась еще одна книга, которую Сунь Укун решил проверить сам. И вот здесь он прочитал: «Душа номер 1350», а ниже: «Сунь Укун. Каменная обезьяна, порожденная небом. Продолжительность жизни - 342 года. Спокойная смерть».
- Я сам не помню, сколько лет я прожил! - воскликнул Сунь Укун. - Мое имя надо вычеркнуть отсюда! Дайте-ка мне кисть!
Чиновник поспешно подал ему кисть, густо обмакнув ее в тушь.
Тогда Сунь Укун взял книгу и вычеркнул из нее все имена обезьян, которые там значились. Затем, отбросив книгу, он воскликнул:
- Ну, теперь мы в расчете! Больше мы вам не подвластны!

И, взяв свой посох, он стал прокладывать себе дорогу из царства мрака. Ни один из десяти судей не решился даже приблизиться к нему. И Сунь Укун снова очутился на Горе цветов и плодов. Тут он пришёл в себя и понял, что все это было сном. Он рассказал своим подданным, что вычеркнул их имена из книги жизни и смерти и обезьяны больше не подчиняются Владыке Преисподней, и все стали кланяться своему повелителю и благодарить его.

-2

А тем временем Дракон Восточного моря подал божественному Нефритовому императору неба жалобу на Сунь Укуна за то, что тот отобрал у него волшебный посох и чудесную одежду. А вслед за ним жалобу подали и судьи смерти – за то, что Царь обезьян устроил скандал в преисподней и вычеркнул своё имя и имена своих подданных из книги жизни и смерти.
Нефритовый император обратился к окружавшим его сановникам:
- Когда появилась эта волшебная обезьяна и в каком перевоплощении ей было предназначено постигнуть великое учение?
- Эта каменная обезьяна появилась триста лет назад из расщелины скалы. – доложили ему. - Вначале она ничем особенным не отличалась. Но за последние годы ей каким-то образом удалось усовершенствовать себя и достичь бессмертия. И вот теперь она покоряет драконов, усмиряет тигров и самовольничает, изменяя списки царства мрака.
- Кто же из вас, бессмертных, согласится сойти вниз, чтобы смирить этого беззаконника? - спросил император.
Тут выступил вперед Дух Вечерней звезды и, преклонив колена, молвил:
- О священнейший! Все существа, которые населяют землю и имеют девять отверстий, могут достичь бессмертия. Поэтому вовсе не удивительно, что обезьяна достигла пределов возможного. Явите свое императорское милосердие, вызовите эту обезьяну на небо и назначьте на официальную должность. Здесь она будет постоянно находиться под надзором. И если она станет подчиняться велениям неба, вы её наградите, а не станет - ее тут же можно и усмирить.

Слова эти доставили большое удовольствие Нефритовому императору.
- Быть посему! - молвил он и тут же велел своему писцу написать соответствующий указ, с которым отправил Духа Вечерней звезды. Дух вышел через Южные ворота, сел на облако и вскоре очутился на Горе цветов и плодов у Пещеры водного занавеса.
- Я посланец неба, - обратился он к обезьянам, - и прибыл сюда с высочайшим указом. Нефритовый владыка призывает вашего царя на небо.

Услышав это, Прекрасный царь обезьян не мог скрыть своей радости.
- А я ведь последнее время как раз думал о том, чтобы отправиться на небо, - промолвил он.
После этого он вместе с Духом Вечерней звезды сел на облако, и они поднялись ввысь. А надо вам сказать, что Сунь Укун передвигался на облаках необычайно быстро. Очень скоро Дух звезды остался далеко позади, и Сунь Укун первым прибыл к Южным воротам неба. Однако в тот момент, когда он уже собирался войти, дорогу ему преградили стражники небесных ворот.
- Оказывается, этот старый Дух просто жулик! - возмутился Царь обезьян. - Ведь он сам пригласил меня сюда, почему же стража меня не впускает?
Тут наконец подоспел запыхавшийся Дух звезды.

- О государь! Не сердитесь, - с улыбкой промолвил он. - Ведь вам еще не приходилось посещать небесные чертоги, и здесь вас никто не знает. Как же могла небесная стража впустить вас? Вот сегодня, когда вы представитесь императору и получите назначение и звание, никто больше не помешает вам входить и выходить.

С этими словами Дух приблизился к небесным воротам и крикнул:
- Эй, охрана! Дайте дорогу! Сюда явился бессмертный с земли, которого я вызвал по указу Нефритового императора.
Тут стражники убрали оружие и удалились.

Вместе с Прекрасным царем обезьян Дух Вечерней звезды вошел во дворец, прошел в Зал священного небосвода и без доклада проследовал прямо к императорскому трону. Здесь он, низко склонившись, приветствовал Нефритового императора. Сунь Укун, между тем, стоял выпрямившись рядом с ним. Он, видимо, не имел ни малейшего намерения отдавать почести императору и лишь слегка склонил ухо, чтобы слышать все, что скажет Дух.
- Разрешите доложить, - начал посланец неба, - я выполнил ваш указ и привел земного бессмертного Сунь Укуна.
- Что за невежественная обезьяна! - возмущенно заговорили присутствовавшие на приеме сановники. - Как осмелилась она не воздать императору должных почестей!
- Этот Сунь Укун - земной бессмертный, - соизволил заметить император. - К тому же он недавно приобрел человеческий облик. Не удивительно, что он не знает правил придворного этикета, и на этот раз мы должны отнестись к нему снисходительно.
Подобная милость вызвала восхищение божественных сановников, а Сунь Укун только теперь произнес приветствие. Затем император приказал назначить Сунь Укуна на должность бимавэнь - смотрителя конюшен, и тот немедленно отправился к месту своей службы.

Ознакомившись с делами, Сунь Укун узнал, что в конюшнях находится тысяча небесных коней. Тут были и восемь знаменитых скакунов Чжоуского императора Му-вана, знаменитый скакун Гуань-юя - Красный заяц и много других прославленных коней. Каждый конь был так могуч, что от ржанья его поднимался ветер, и так быстр, что мог догнать молнию. Эти кони умели бегать по туманам и облакам, и сила их была неиссякаемой.

Сунь Укун спросил у служащих конюшен, которые встретили его:

- Что за звание бимавэнь?
- Это просто название твоей официальной должности, - отвечали ему.
- А к какому рангу относится эта должность? - снова спросил Укун.
- Да ни к какому.
- Выходит, должность эта настолько высока, что не относится ни к одному из разрядов?
- Да нет, это совсем маленькая должность, она даже так и числится «без ранга».
- Как это так «без ранга»? - продолжал допытываться Сунь Укун.
- Это самая последняя должность. На такие должности, как ваша, назначается тот, кто не зачислен ни в один из служебных рангов.

В груди Царя обезьян забушевало пламя гнева, и он даже зубами заскрежетал.
- Так вот как обошлись со мной - Сунь Укуном! На Горе цветов и плодов я был государем, а здесь меня обманули и заставили ухаживать за лошадьми!

С криком негодования Сунь Укун опрокинул стол и ринулся вон из конюшен прямо к Южным воротам. Небесная стража, которой уже было известно, что он занимает официальную должность, не осмелилась задержать Сунь Укуна, и он свободно прошел через Южные ворота. Вскоре на облаке он достиг Горы цветов и плодов.

- Ребятки! К вам вернулся ваш господин! - громко крикнул Сунь Укун.
В тот же миг его толпой окружили обезьяны и, земно кланяясь, приветствовали. Оказалось, что Царь обезьян отсутствовал десять лет, хотя ему показалось, что он провел на небе всего несколько дней, так как на небе один день равен земному году. Он рассказал своим подданным про всё, что с ним случилось.

- Вы замечательно поступили, великий царь! - воскликнули в один голос обезьяны. - Разве можно променять трон правителя столь счастливой страны, как наша, на должность какого-то конюха! Неужели вы недостойны получить звание «Великого Мудреца, равного небу»?
Царь обезьян пришел в неописуемый восторг и стал радостно восклицать:
- Вот это чудесно! Замечательно!
Он тут же велел изготовить знамя с надписью из четырех больших иероглифов: «Великий Мудрец, равный небу» и вывесить его на большом бамбуковом шесте.
Отныне все должны были называть его «Великим Мудрецом, равным небу», а не просто великим царем, как раньше.

Но Нефритовый император, конечно, не простил проступка Сунь Укуна, и того ждали большие неприятности.

Переложение сделано по изданию "Путешествие на запад" (Пер. с китайск. А. Рогачева). М., Гослитиздат, 1959