Найти тему

Нижняя шкаторина грота полощет, а задняя шкаторина хлопает.

*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/id/5fd4dd442073d8706d992c02?tab=articles

В фото-сюжете, при лавировании яхты против ветра курсом бейдевинд паруса стоят практически идеально.
В фото-сюжете, при лавировании яхты против ветра курсом бейдевинд паруса стоят практически идеально.

А вот на фото ниже передний парус стаксель "стоит" практически идеально, а вот основной парус Грот, что ближе зрителю, по нижней кромке, которая называется нижней шкаториной, полощет.

Грот по нижней шкаторине полощет, как на видео - сюжетах представленных на нашей ленте ранее. Здесь это видно по кривизне линии нижней кромки (нижней шкаторины) ближнего к зрителю паруса (грота), отмеченной также красной линией.
Грот по нижней шкаторине полощет, как на видео - сюжетах представленных на нашей ленте ранее. Здесь это видно по кривизне линии нижней кромки (нижней шкаторины) ближнего к зрителю паруса (грота), отмеченной также красной линией.

Чтобы это полоскание, которое нарушает эффективную аэродинамическую работу паруса, убрать, - необходимо выбрать (подтянуть) грота шкот. Грота - шкот (не путать с гика шкотом!) потянет шкотовый (задний) угол грота назад к кормовому (заднему) окончанию гика, оно называется нок гика. Нижняя шкаторина из-за этого натянется и перестанет полоскать.

На иллюстрации ниже можно понять, как грота - шкот растягивает (по- морскому: «набивает») нижнюю шкаторину грота.

Иллюстрация работы грота – шкота, на схеме и на фото.
Иллюстрация работы грота – шкота, на схеме и на фото.

Как выглядит проводка грота-шкота и другие веревки для регулировки грота смотрите на схеме ниже.

Схема веревок бегучего такелажа, регулирующих работу и аэродинамическую форму грота. Грота шкот отвечает за натяжение нижней шкаторины грота. Гика шкоты отвечают за установку паруса под нужным углом к ветру.
Схема веревок бегучего такелажа, регулирующих работу и аэродинамическую форму грота. Грота шкот отвечает за натяжение нижней шкаторины грота. Гика шкоты отвечают за установку паруса под нужным углом к ветру.

Для более тонких регулировок угла установки «плоскости» грота к ветру используют оттяжку машинки «погона» гика шкотов. Точнее эта оттяжка регулирует положение фут - блока (нижнего блока) гика шкотов вправо-влево от среднего положения. Оттяжка гика, при её выбирании делает грот более плоским, что необходимо для сильного ветра. Смотри рисунок выше. А для чего такие хитрости?

Когда ветра немного и паруса настроены оптимально яхта идет сбалансировано, под малым креном.
Когда ветра немного и паруса настроены оптимально яхта идет сбалансировано, под малым креном.
Ветер усилился, появился чрезмерный крен и значительный дрейф под ветер.
Ветер усилился, появился чрезмерный крен и значительный дрейф под ветер.

Когда ветер усиливается, яхту чрезмерно кренит. Кроме дисбаланса и чрезмерного дрейфа под ветер возникают факторы риска. Грот нужно сделать плоским. Для этого добирают сильно нижнюю шкаторину. Затем добирают оттяжку гика. Затем добирают оттяжку кренгельса Канинхгэма.
А затем излишек ветра «сбрасывают», потравливая оттяжку машинки на погоне фут-блока для смещения фут блока к подветренному борту, по белой стрелке на иллюстрации. На сленге яхтсменов это действие часто выполняется по команде «Потрави погон грота!». Смотри иллюстрацию ниже:.

Если потравить погон гика шкота (ползун фут блока гика шкотов) под ветер , ближе к подветренному правому борту, по белой стрелке, то «излишний» ветер будет «уходить» по красным стрелкам с грота свободно, крен уменьшится. У яхты будет лучший баланс, дрейф под ветер уменьшится.
Если потравить погон гика шкота (ползун фут блока гика шкотов) под ветер , ближе к подветренному правому борту, по белой стрелке, то «излишний» ветер будет «уходить» по красным стрелкам с грота свободно, крен уменьшится. У яхты будет лучший баланс, дрейф под ветер уменьшится.

Если после упомянутых манипуляций с веревками, регулирующими форму и положение грота, задняя шкаторина продолжает полоскать и «хлопать», то это означает, что грот из-за долгой эксплуатации вытянулся. Грот необходимо заменить на новый, или отремонтировать. При этом придётся воспользоваться услугами парусного мастера. Однако, на крайний случай, вы можете подтянуть булинь грота. Булинь грота – специальный синтетический тросик, заправленный в подворот задней шкаторины. Выбирая немного булинь (на фото ниже он схематично обозначен красной линией) мы укорачиваем заднюю шкаторину грота, она "натягивается" и перестанет полоскать. Немного не по правилам, так как булинь штатно предназначен для увеличения «пуза» паруса на слабых ветрах. Однако, в нашем случае, эффект будет достигнут. Нужно понимать, что выбирая (натягивая) булинь, мы мешаем свободному стеканию ветра по задней кромке паруса, как на картинке свыше. И важно не переусердствовать.

Расположение внутри парусов специальных тонких синтетических тросов - булиня грота и булиня стакселя показано красными линиями-треками. Булинь имеет две точки фиксации: на самом верху: у фалового угла паруса, и внизу: у шкотового угла паруса. Нижняя точка фиксации является регулируемой с помощью стопора фиксации выбранного (натянутого) или потравленного (ослабленного) тросика - булиня.
Расположение внутри парусов специальных тонких синтетических тросов - булиня грота и булиня стакселя показано красными линиями-треками. Булинь имеет две точки фиксации: на самом верху: у фалового угла паруса, и внизу: у шкотового угла паруса. Нижняя точка фиксации является регулируемой с помощью стопора фиксации выбранного (натянутого) или потравленного (ослабленного) тросика - булиня.

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен
https://dzen.ru/id/5fd4dd442073d8706d992c02?tab=articles и в наших учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой всегда доступных на экране вашего смартфона на нашем сайте https://morakademy.ru/

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru на вот-сап +7 915 365 75 33, или через форму на сайте, подробности и дополнительная информация на сайте https://morakademy.ru/

@АБС