Разобрав историю танка Вердеха, решил покопаться в истории испанского танкостроения и обнаружил, что у Испании неоднократно был шанс стать "нормально" танковой страной со своими особенностями развития танкостроения. И одна из отправных точек, был танк итальянского производства.
Fiat 3000 стал первым серийным итальянским танком и был во многом обязан своей конструкцией французскому Renault FT. Fiat 3000 принимал участие в большинстве межвоенных конфликтов Италии и даже успел поучаствовать во Второй мировой войне, хотя к этому времени танк уже серьезно устарел. Танк Fiat привлек внимание и иностранцев, которым нужно было новое оружие, среди них были СССР, Аргентина, Дания, Греция, Венгрия и Испания.
Немного контекста
В результате колониального соперничества Германии, Франции и Великобритании Испания получила обширный контроль над Северным Марокко, которая уже долгое время являлась сферой интересов Испании. В 1912 году после подписания договора с Францией был образован испанский протекторат в Марокко площадью 20 948 кв. км вокруг гор Рифа. Усиление присутствия в Марокко и потеря большинства других колоний привели к появлению группы военачальников, известных как "африканисты" (стремящиеся в Африку), и в этом районе стали проводиться военные и частные операции чему не были рады местные жители.
Как итог, после ряда инцидентов рифянин Абд эль-Крим возглавил повстанческое движение, которое переросло в Рифскую войну (1920-27 гг.). В начале войны Испания потерпела крупнейшее в своей истории военное поражение - "Катастрофу в Годе", и была создана Рифская республика, что отчасти привело к успешному перевороту в Испании под руководством Мигеля Примо де Риверы и установлению диктатуры. Вскоре после этого, в 1924 году, Франция выступила на стороне Испании, и после высадки десанта в Альхусемасе (Северное Марокко) в 1925 году, где Испания использовала свои Renault FT в первой боевой высадке, война была практически выиграна. В этих кампаниях Испания использовала свои Renault FT и закупленные во Франции Schneider CA-1, а также бронеавтомобили отечественного производства.
В поисках альтернативы
Несмотря на то, что FT отлично проявили себя в продолжающемся марокканском конфликте, в 1924 году военное министерство пожелало провести исследование доступных легких танков, которые должны были составить будущие бронетанковые дивизии страны. С этой целью в октябре 1924 года испанское правительство разрешило артиллерийскому отделу министерства приобрести итальянский Fiat 3000 за 183400 итальянских лир. Танк прибыл в Испанию только в феврале 1925 года. После этого он был направлен в Центральную школу Тиро в Карабанчеле (Мадрид) для проведения испытаний.
Результаты испытаний мне найти не удалось, но можно с уверенностью предположить, что они не были успешными, поскольку больше машины не закупались, а танк был отправлен на хранение. И дело не в то, что Фиат был плохим танком. Дело в том, что в 1925 году испанской фирмой Trubia был разработан отечественный танк, созданный на базе Renault FT и получивший название Trubia Serie A (фото выше), который, возможно, рассматривался как замена и будущий испанский легкий танк.
Потерянный танк
Несмотря на короткую историю испанского Фиата 3000, в историографии, как в отечественной, так и в зарубежной, считалось то, что никакого Фиата в Испании никогда не было и что он просто не доехал до полуострова. Было согласие с тем, что танк действительно был заказан, поскольку имеются документы, подтверждающие это, но были сомнения в его прибытии и еще больше в том, что он дожил до гражданской войны в Испании. Даже если сейчас открыть Википедию по танку Фиат 3000, то никакой Испании мы там не найдем. Консенсус по этому вопросу существовал долгое время, пока недавно, в один прекрасный день, не была найдена единственная фотография.
Наличие этой фотографии, на которой офицер-республиканец стоит рядом с танком, является явным доказательством того, что танк существовал. Судя по другим фотографиям, Лусеньо служил в танковом корпусе в Мадриде на ранних этапах Гражданской войны, и можно предположить, что эта фотография относится к тому же времени, то есть Fiat 3000 находился в Испании и прослужил по крайней мере до 1936 года.
Схожесть Фиата и Рено отрицать сложно и нет никакой уверенность, что на обрезанной фотографии стоит именно детище итальянского танкостроения, однако мы можем заметить индекс "984". Именно такой индекс (ATM-984) получил прибывший Фиат в Испанию.
О дальнейшей жизни танка известно немного, но предполагается, что он был уничтожен или сдан на металлолом в 1936 голу во время начала гражданской войны в Испании.