Найти тему
Исторические мелочи

Когда сложно поверить глазам своим

На странице Википедии, посвященной российскому великому князю Михаилу Павловичу, в подборке его изображений опубликован портрет, исполненный известным австрийским художником Морицем Михаэлем Даффингером в 1846 г. Даффингер как портретист был весьма плодовит и пользовался большой популярностью среди европейской аристократии и представителей августейших фамилий.

Ссылается при этом пользователь Википедии, разместивший это изображение на посвященной Михаилу Павловичу странице, на один из зарубежных аукционных сайтов. Там и в самом деле под портретом значится «Grossfürst Michael Pavlovich von Russland, Grand-duc Michel Pavlovich de Russie , 1846».

Что ж, существуют свидетельства современников о том, что совершая частные, неофициальные поездки за границу Михаил Павлович действительно переодевался из своего обычного военного мундира в статское платье. При этом великий князь и внутренне преображался – из сурового, придирчивого солдафона, которым он предпочитал быть в России, он превращался в расслабленного, любезного и вообще приятного в общении человека. При возвращении в Россию Михаил Павлович претерпевал обратную трансформацию. Вот, как описывал возвращение великого князя из-за границы И.Н. Божерянов (цит. по С.А. Малышев «Военный Петербург эпохи Николая I):

«Великий князь Михаил Павлович ехал в экипаже с генералом Ланским, приветливый и веселый. На пограничной станции они должны были оба надеть военную форму. Генерал Ланской переоделся скорее и ожидал великого князя в комнате, куда его высочество пришел в военном сюртуке с фуражкою в руках. Подойдя к зеркалу, великий князь раскланялся и сказал: „Прощайте, Михаил Павлович". После этих слов он тотчас поднял плечи, нахмурил брови и уже оставался таким, каким его знало большинство в России».

Ниже на рисунке Льва Ивановича (Людвига Карла) Киля великий князь запечатлен прогуливающимся где-то на просторах Германии

Однако мне не известны свидетельства о том, что, даже превратившись в частное лицо в партикулярном платье, даже оставив свои служебные обязанности на родине, Михаил Павлович заходил настолько далеко, чтобы отрастить только входящую в моду среди европейского благородного сословия бороду! То, что выше на рисунке Л.И. Киля выглядит как борода, на самом деле представляет собой пышные бакенбарды, подбородок великого князя гладко выбрит.

Да и в остальном внешность персонажа рассматриваемого нами портрета отличается от облика Михаила Павловича на достоверных его изображениях. В нашем распоряжении есть достоверный портрет великого князя работы того же самого Даффингера

-3

Как мне кажется, заметны различия в форме носа, ушей

А главное – в 1846 г., которым датируется рассматриваемый портрет «бородача» в статском платье, Михаилу Павловичу было 48 лет. Возраст еще не пожилой, но все же отпечаток лет на лице уже присутствует. К 1846 г. (а это за три года до смерти великого князя) Михаил Павлович выглядел, скорее, вот так

-4

Уже немного поплывший, а от этого более широкий овал лица, намечающийся второй подбородок. Нет, персонаж «исходного» портрета выглядит явно моложе.

Безусловно, отсутствие на «исходном» портрете четких «зацепок» в виде мундира, наград заставляет по сути гадать – похож/не похож, что всегда представляет собой крайне зыбкие основания для атрибуции. Не зная оснований, на которых зиждется уверенность аукционных экспертов в том, что на портрете изображен российский великий князь, не хотелось бы озвучивать какие-то далекоидущие и уверенные выводы. Тем не менее, есть серьезные сомнения в правильности указанной атрибуции. Возможно, каким-то образом уточнить атрибуцию портрета, может быть, даже подтвердить, что перед нами великий князь, позволила бы расшифровка авторской подписи внизу рисунка, но при имеющемся качестве снимка мне это не удалось.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.