Найти тему
Две империи

Янь Либэнь - Императорский паланкин

Фрагмент горизонтального свитка «Императорский паланкин». Янь Либэнь 阎立本 (ок. 600-673). Копия времени Сун. Музей Императорского дворца, Пекин
Фрагмент горизонтального свитка «Императорский паланкин». Янь Либэнь 阎立本 (ок. 600-673). Копия времени Сун. Музей Императорского дворца, Пекин

Свиток «Императорский паланкин» входит в десятку самых известных картин Китая. К сожалению, до нашего времени дошла лишь копия картины времен династии Сун (960-1279). Оригинал же был написан Янь Либэнем 阎立本 (ок. 600-673), одним из крупнейших художников раннего периода династии Тан.

Художник изобразил реальное историческое событие, произошедшее в 641 году. Царь Тибетской империи Сонгцэн Гампо отправил своего министра Лу Дунзаня в качестве посланника в Чанъань (ныне Сиань) с предложением китайской принцессе Вэньчэн стать невестой тибетского царя.

Согласие было получено, и принцесса отправилась в путь с огромным приданым, которое содержало не только золото, но и мебель, шёлка, фарфор, музыкальные инструменты, медицинские книги и чай. Принцесса очень любила пить чай и захватила с собой различные сорта для посадки. Кроме этого, её сопровождало множество мастеров из различных отраслей, которые сыграли важную роль в содействии экономическому и культурному развитию народу Тибета.

В общем, это историческое событие ознаменовало новый этап в отношениях между двумя народами. Долгое время после этого обе династии поддерживали гармоничные отношения.

Вот на эту тему придворный художник Янь Либэнь и написал свою картину, изобразив аудиенцию у императора. Свиток визуально можно разделить на две части: справа восседающий на паланкине император Тай-цзун 太宗 (599-649) в окружении наложниц. Справа в уважительной позе застыл посланник. Перед ним в красном одеянии чиновник, отвечающий за церемонию. У него в руках узкая длинная табличка Ху (笏) для записи заметок и распоряжений. Позади посланника в белом халате стоит, предположительно, переводчик.

Картина лишена фона и каких-либо дополнительных деталей. Всё внимание художник сосредоточил на двух фигурах, олицетворяющих Китай и Тибет. При этом сюжет картины как бы ненавязчиво подчёркивает политическое превосходство императора Тай-цзуна.

Фрагмент горизонтального свитка «Императорский паланкин». Янь Либэнь 阎立本 (ок. 600-673). Копия времени Сун. Музей Императорского дворца, Пекин
Фрагмент горизонтального свитка «Императорский паланкин». Янь Либэнь 阎立本 (ок. 600-673). Копия времени Сун. Музей Императорского дворца, Пекин
-3
Горизонтальный свиток «Императорский паланкин». Янь Либэнь 阎立本 (ок. 600-673). Копия времени Сун (шёлк, тушь, краски, 38,5 x 129 см). Музей Императорского дворца, Пекин
Горизонтальный свиток «Императорский паланкин». Янь Либэнь 阎立本 (ок. 600-673). Копия времени Сун (шёлк, тушь, краски, 38,5 x 129 см). Музей Императорского дворца, Пекин