Ежедневник "Мысли мудрых людей на каждый день", составленный Львом Николаевичем Толстым, интересен в первую очередь людям, склонным осмысливать свою жизнь, любящим размышлять, проникать в сокровенные смыслы бытия. В обыденном понимании это, скорее всего, люди пожилого возраста, которым, так сказать, "некуда спешить"...
Но так ли это на самом деле? Отчего на самом деле зависит эта особая пытливость, тяга к знаниям, мудрость, а в итоге уважение общества? Всегда ли возраст, открывающий эти возможности, бывает реализован именно в этом направлении? Поговорим немного об этом, а в конце прочтём две цитаты на эту тему, записанные графом на 25 августа.
Правило "уважать старших" очень древнее, но оно имеет интересные и довольно таки существенный нюансы. Древнеиндийское общество, как известно, было чётко разделено на сословия (касты), каждое из которых имела свои предписания, ценности и, что называется, Дхарму.
Так, высшая каста - Брахманов (это священники, учителя, врачи и т.п.) ориентировалась прежде всего на любовь и способность к Знаниям. Поэтому уважались не возраст, не сила, а именно мудрость, причём независимо от возраста.
Кшатрии, или цари ценили силу и доблесть, поэтому почёт получал доблестный воин, а не мудрец, или купец, опять-таки, вне зависимости от возраста.
Сословие Вайшьев ориентировалась на умение собирать материальные ценности, поэтому внутри этого сообщества большим почётом пользовались купцы, предприниматели, искусные ремесленники и успешные земледельцы, сумевшие нажить большие богатства. И в этой среде также возраст не имел первостепенного значения, хотя, конечно же, накопление капитала, порой, связано и с временными затратами.
И последняя, низшая каста - Шудры - рабочие, наёмные работники и рабы. Живущие простым, как правило, тяжёлым трудом, они уважали в первую очередь тех, кто смог дожить до преклонных лет. Люди этого склада сознания не имели склонностей к стяжанию мудрости, не имели достоинств и характера воина, не имели амбиций и возможностей к накоплению богатства.
Их мудрость была основана исключительно на собственном опыте, а не на изучении чужого, переданного изустно, или тем более письменно. Отсутствие больших запросов и скромные способности вкупе с тяжёлым физическим трудом, не оставляли места каким-либо особенным достижениям, кроме как спокойной заслуженной старости. Поэтому именно в этой среде наибольшим почётом пользовались старики, так как именно они становились носителями максимального опыта.
Что интересно, в Японии учителям уступают место в транспорте даже старики. Эта профессия крайне почётна и уважаема всеми людьми, независимо от статуса. Как верно - ведь учитель принадлежит к брахманическому сословию!
Сегодня, когда правит "железный век" Кали, уже нет каст в чистом виде, все качества так или иначе смешаны. Брахман боится смерти и зависит от материи, Кшатрий жертвует честью в угоду богатства, ему трудно уважать брахмана, защищать истину. Вайшья не держит слово и не хочет отдавать часть на развитие общества, а Шудра плохо знает даже своё ремесло, ленив и склонен к обману.
Лев Толстой отдавал много времени и сил учению, его Ежедневник полон высказываний мудрецов Востока. Две цитаты со странички 25 августа отражают тенденции, о которых мы говорили выше:
Мудрый человек постоянно возвышается в разуме и проницательности, ничтожный же человек постоянно опускается в невежество и порок.
Китайская мудрость («Ле-Лун-Ю»).
Чем старше становятся люди, живущие духовной жизнью, тем больше расширяется их умственный кругозор, тем более яснеет их сознание; невежды же с годами тупеют еще больше.
Талмуд.
А что вы думаете по этому поводу? Всегда ли возраст соотносится с мудростью? - Буду рад вашим наблюдениям в комментариях!
Другие изречения, выбранные Л.Н. Толстым для сборника #Мысли_мудрых_людей_на_каждый_день вы найдёте в РУБРИКЕ "Первоисточники. Мудрость. Коренные тексты", пролистав карусель в шапке моего канала.