На минувшей неделе состоялся запуск движения по уже третьему по счёту транспортному диаметру в Москве. Само это событие напрямую затрагивает интересы нескольких миллионов жителей столицы и тех, кто приезжает в город. В том числе и автомобилистов. Ведь чем комфортнее и доступней общественный транспорт - тем больше людей будут отдавать ему предпочтение, разгружая дороги...
И всё же в общероссийском масштабе новость кажется скорее региональной. Да, опыт, компетенции. Новые и более современные поезда смогли оперативно заменить сименовские "Ласточки". Всё это рано или поздно проникнет в другие регионы страны. Но есть в этом событие и кое-что ещё. На что я бы хотел обратить и ваше внимание.
В своём комментарии президент РФ Владимир Путин не просто упомянул, а фактически дал старт проекту строительства долгожданной высокоскоростной магистрали. Задача которой не просто связать два крупнейших российских мегаполиса, но подключить этой линии другие города на маршруте: Тверь, Новгород. Всего 12 остановок на маршруте. Что разительно отличает подход от прошлых проектов: Р-200, "Невский Экспресс" курсировали без остановок. "Сапсан" делает их, но лишь на пяти станциях и Новгорода среди них нет.
Глядя на уровень развития скоростных железных дорог в Японии, Китае и Европе мы давно с лёгкой завистью фантазируем: вот бы и у нас! Не думаю, что есть смысл занимать ваше время рассуждениями на тему: почему мы отстали в этом. Причин тут много. Экономические, политические, финансовые, социальные... Не это сейчас важно. Важнее и интереснее почему вдруг "настало время"? Учитывая и то, что в анонсе создания сети высокоскоростных дорог не ограничиваются самым загруженным направлением.
Спрос рождает предложение. Но не всегда.
Не смотря на рост интереса к путешествиям по России, это в меньшей степени относится к маршруту Москва-Питер. К сожалению, у меня нет перед глазами статистики, но по моим ощущениям предложений от РЖД в 00-е было существенно больше, чем сейчас. Да и самолёты, пожалуй, тоже летали чаще. В середине 00-х в иные недели я мог дважды слетать в Москву. Из Питерского Пулково каждый час стабильно вылетало 4 рейса. Приехал в аэропорт -> купил билет -> через 30 минут ты уже в самолёте. В то время меня забавляло, что такси от аэропорта до места часто обходилось дороже стоимости билета на самолёт.
Сейчас благодаря новой трассе М-11 и реконструкции бесплатного дублёра М-10 всё больше людей (я в их числе) предпочитают ехать на машине.
Таким образом точно нельзя сказать, что решение строить ВСМ продиктовано каким-то взрывным спросом на услугу. И скорее эта история про "экономику предложения". Спрос может/должен подтянуться вслед за появлением предложения.
Так что тогда?
Транспортные коридоры требуют быстрых решений.
В своём комментарии хоть и вскользь, но Путин упомянул об истинной причине. После запуска скоростных поездов "Сапсан" ситуация на железной дороге оказалась близка к состоянию "транспортного коллапса". Помню однажды в пригородном районе Металлострой я провёл на переезде около часа. Пропуская скоростные поезда. Но то автомобили и переезды. Другое дело - товарные поезда. А ведь именно они имеют основное экономическое значение.
Более того, перевозка грузов по железной дороге по идее должна быть более дешёвой, быстрой и надёжной. С последним всё неплохо (если сравнивать с фурами), а вот с остальным...
Не будем вокруг да около. Развитие транспортного коридора Север-Юг предполагает многократное увеличение потока грузов и товаров. В текущих условиях на существующей ветке становится невыносимо тесно. Требуется реконструкция и расширение. А коли так - логичнее строить инфраструктуру для пассажирской скоростной ветки, нежели грузовой дублёр. Учитывая и импортную составляющую в действующих Сапсанах. Рано или поздно (скорее рано) эти поезда необходимо менять.
Грядущее развитие высокоскоростной магистрали между городами прокомментировал губернатор Петербурга Александр Беглов. По его словам, проект будет реализован совместными силами правительства страны, властей двух столиц, а также бизнеса.
Бизнес в данном случае - это те самые заинтересованные в использовании коридора для перевозки грузов компании. Касается непосредственно коридора Север-Юг, но затрагивает и интересы СМП, а так же коридора связывающего Западные регионы с Владивостоком и Китаем.
Возможность больше перевозить, предлагать более выгодные условия (формула время=деньги отлично работает и здесь) позволит работающим на рынке грузоперевозок компаниям значительно увеличить доходы. За счёт увеличения объёмов и периодичности. Поэтому они вполне заинтересованы в реализации такого проекта и готовы в него инвестировать.
Потому, что можем!
Конечно, для достижения результата одного только "нужно" и "хотим" недостаточно. Важно ещё и "мочь"! Сложные отношения с немецкими концернами с одной стороны круто тормозили реализацию многих проектов. С другой всё же оставили после себя богатое наследие, на основе которого удалось совершить быстрый и качественный прорыв.
Тут мы и возвращаемся к началу. Реализуемые в Москве проекты МЦД и открытый на этой неделе МЦД-3 - это своего рода симбиоз и экспериментальная площадка для компаний работающих в сфере производства современного подвижного состава (ТМХ в первую очередь); дорожной инфраструктуры и автоматизированной системы управления. Важно ведь не только построить, но и эффективно эксплуатировать, управлять. Без оглядки на очередные "ПМС" бывших коллег.
МЦД-3 стал своего рода "экзаменом на зрелость". Теперь ещё и можем.
Спасибо всем, кто дочитал на до конца! Нажал "палец вверх" и поделился своим мнением в комментариях!
Подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев ||
DM_812 В ВК vk.com/dm_812