Найти в Дзене
JETtoolsRUS

Мастер, создавший знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Всем привет! 
Сегодня расскажем о мебельном мастере, в мастерской которого появились знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Впрочем, мебель этого мастера была так известна своим отменным вкусом и качеством, что упоминания и описания ее часто встречалась во многих литературных произведениях.

Знакомьтесь:
Генрих Даниель Гамбс (Gambs, H.D.1765 -1831) - мебельный мастер, сын потомственного столяра из городка Баден-Дурлахе (Германия), учился и работал в мастерской знаменитого Давида Рёнтгена, который поставлял мебель во все королевские дворы Европы. Приехал в Санкт-Петербург в 1790 году, сопровождая большую партию мебели мастерской Рёнтгена, заказанную императрицей Екатериной II. Основатель семьи мебельных мастеров, чья продукция получила в России обобщённое название: гамбсова мебель.

Кресло работы Гамбса стояло в кабинете А. С. Пушкина. В незаконченном отрывке «Мы проводили вечер на даче…» Пушкин написал об одном из героев, что он дремал «в гамбсовых креслах».
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» усадил Павла Петровича Кирсанова в широкое гамбсовское кресло. И. А. Гончаров в очерке «Письма столичного друга к провинциальному жениху» писал:
Да кто же требует, чтоб они уставляли комнаты гамбсовской мебелью, а стены увешивали произведениями отличных художников?

Перспективы мебельного рынка России того времени были безграничны. Жить в долг считалось хорошим тоном, светская придворная суета обязывала соответствовать, и кредиты не считали. Для Гамбса, как и для многих его счастливых предшественников, это был шанс устроиться в жизни. А карьеру молодого человека в то время как и сейчас, могли составить две вещи: деньги и связи. Что касается средств, Гамбс нашел инвестора в лице австрийского коммерсанта Ионафана Отто. На паях в 1795 году они основали мебельную мастерскую в районе Калинкина моста в Санкт-Петербурге, дав название предприятию "Отт и Гамбс" и открыли магазин на Невском проспекте, у Казанской церкви. Магазин неоднократно менял своё местоположение: в 1801 году он находился на Большой Морской, в 1809 году размещался в III-й Адмиралтейской части у Малой Садовой, затем в доме №18 по Итальянской улице. Этот магазин стал одной из достопримечательностей Петербурга. Покупать мебель у Гамбса считалось престижным.

А покровительство Генрих получил при “малом дворе” Павла Петровича и Марии Федоровны. Супруга наследника увлекалась механикой и декоративными искусствами.
Мария Федоровна заказала Гамбсу дамский письменный столик красного дерева с золоченой бронзой и расписным стеклом, а позже мастер исполнил для нее и ширму-экран, так же из красного дерева с бронзой. Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рёнтгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием. Начиная с этого времени и на протяжении тридцати лет в творческом союзе с ведущими архитекторами - Бренной, Воронихиным, Росси, Стасовым, Монферраном, Штакеншнейдером, Гамбс меблировал императорские резиденции: Михайловский замок, Зимний дворец и Эрмитаж, дворцы в Гатчине, Павловске и Царском Селе, а также дома Шереметевых, Бобринских и других аристократических семейств Петербурга.

В 1807 году Генрих Гамбс получил российское подданство, а в 1810 - звание «придворного механика». Его мастерской поручалось выполнение почти всех заказов Двора. Кроме того, обязанностью была реставрация дворцовой мебели работы Рёнтгена и Мейера. Гамбс и сыновья всегда следили за модными веяниями в мебельном искусстве. Так, фирма одной из первых в столице начала изготавливать мебель в неоготическом стиле. Эта мебель была восторженно принята публикой на Первой мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1828 году.

Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рёнтгена отличалась разными хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Первые работы Генриха были выполнены в лучших традициях Рёнтгена, но постепенно его влияние утрачивалось. Гамбс создал мебель, которая вошла в историю под собственным именем, умело синтезируя опыт разных национальных школ. В изделиях его мастерской приемы декора, характерные французских предметов (фарфоровые плакетки в духе Веджвуда, золоченые бронзовые детали), органично соединились с такими характерными чертами русской мебели конца - начала XIX века, как полихромность и использование различных материалов. Работы Гамбса всегда отличались особой изобретательностью форм и яркой декоративностью.

После смерти Генриха Гамбса в 1831 году руководство фирмой перешло к сыновьям Петру и Эрнесту. Название «S.-Petersburg. Henry Gambs Magazin de Meubles» было заменено на «Ebenist-Mecanicien de la Cour a S.-Petersburg».

К этому времени фирма превратилась в огромное предприятие с большим штатом сотрудников, 130 из которых участвовали в возобновлении убранства Зимнего дворца после пожара 1837 года и были награждены медалями. В 1847 году по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера братья Гамбс создали мебель для «Розовой гостиной» Зимнего дворца в стиле «второго рококо». Братья Гамбс оставались официальными поставщиками Двора до 1848 года. В последующие годы стиль работы знаменитой мастерской менялся. Поэтому термин «гамбсова мебель», появившийся в 1920-х годах, является не стилевой, а историко-культурной характеристикой. Мастера мастерской в зависимости от времени и обстоятельств использовали самые разные стили и неостилевые модификации: ампир, стиль «помпадур», неоренессанс, второе рококо. Возрождали и барочные, а также эклектичные необарочно-рокайльные формы с волнистыми линиями и скруглёнными углами. Такую мебель изготавливали из ореха или дуба, с рельефной резьбой, бархатной или шёлковой обивкой. В 1840-х годах эта мебель хорошо вписывалась в обычные жилые интерьеры, оформленные в соответствии с модой на австро-германский бидермайер и стала характерной приметой дворянского, и мещанского интерьера. С этого времени определение «гамбсова мебель» стало означать чуть ли не всю мебель, отличающуюся добротностью, прочностью и удобством, но слегка безликую. Отсюда ироничное отношение к ней в русской литературе. Фирма «Гамбс» прекратила существование в 1860-х годах.

На фото: Клеймо мастерской Г. Гамбса на бюро. (1840–1850-е годы.)

#мастер #история #мебель #двенадцать_стульев #автор #мебельщик #германия #гамбс #гамбсова_мебель #jettoolsrussia
Всем привет! Сегодня расскажем о мебельном мастере, в мастерской которого появились знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Впрочем, мебель этого мастера была так известна своим отменным вкусом и качеством, что упоминания и описания ее часто встречалась во многих литературных произведениях. Знакомьтесь: Генрих Даниель Гамбс (Gambs, H.D.1765 -1831) - мебельный мастер, сын потомственного столяра из городка Баден-Дурлахе (Германия), учился и работал в мастерской знаменитого Давида Рёнтгена, который поставлял мебель во все королевские дворы Европы. Приехал в Санкт-Петербург в 1790 году, сопровождая большую партию мебели мастерской Рёнтгена, заказанную императрицей Екатериной II. Основатель семьи мебельных мастеров, чья продукция получила в России обобщённое название: гамбсова мебель. Кресло работы Гамбса стояло в кабинете А. С. Пушкина. В незаконченном отрывке «Мы проводили вечер на даче…» Пушкин написал об одном из героев, что он дремал «в гамбсовых креслах». И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» усадил Павла Петровича Кирсанова в широкое гамбсовское кресло. И. А. Гончаров в очерке «Письма столичного друга к провинциальному жениху» писал: Да кто же требует, чтоб они уставляли комнаты гамбсовской мебелью, а стены увешивали произведениями отличных художников? Перспективы мебельного рынка России того времени были безграничны. Жить в долг считалось хорошим тоном, светская придворная суета обязывала соответствовать, и кредиты не считали. Для Гамбса, как и для многих его счастливых предшественников, это был шанс устроиться в жизни. А карьеру молодого человека в то время как и сейчас, могли составить две вещи: деньги и связи. Что касается средств, Гамбс нашел инвестора в лице австрийского коммерсанта Ионафана Отто. На паях в 1795 году они основали мебельную мастерскую в районе Калинкина моста в Санкт-Петербурге, дав название предприятию "Отт и Гамбс" и открыли магазин на Невском проспекте, у Казанской церкви. Магазин неоднократно менял своё местоположение: в 1801 году он находился на Большой Морской, в 1809 году размещался в III-й Адмиралтейской части у Малой Садовой, затем в доме №18 по Итальянской улице. Этот магазин стал одной из достопримечательностей Петербурга. Покупать мебель у Гамбса считалось престижным. А покровительство Генрих получил при “малом дворе” Павла Петровича и Марии Федоровны. Супруга наследника увлекалась механикой и декоративными искусствами. Мария Федоровна заказала Гамбсу дамский письменный столик красного дерева с золоченой бронзой и расписным стеклом, а позже мастер исполнил для нее и ширму-экран, так же из красного дерева с бронзой. Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рёнтгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием. Начиная с этого времени и на протяжении тридцати лет в творческом союзе с ведущими архитекторами - Бренной, Воронихиным, Росси, Стасовым, Монферраном, Штакеншнейдером, Гамбс меблировал императорские резиденции: Михайловский замок, Зимний дворец и Эрмитаж, дворцы в Гатчине, Павловске и Царском Селе, а также дома Шереметевых, Бобринских и других аристократических семейств Петербурга. В 1807 году Генрих Гамбс получил российское подданство, а в 1810 - звание «придворного механика». Его мастерской поручалось выполнение почти всех заказов Двора. Кроме того, обязанностью была реставрация дворцовой мебели работы Рёнтгена и Мейера. Гамбс и сыновья всегда следили за модными веяниями в мебельном искусстве. Так, фирма одной из первых в столице начала изготавливать мебель в неоготическом стиле. Эта мебель была восторженно принята публикой на Первой мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1828 году. Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рёнтгена отличалась разными хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Первые работы Генриха были выполнены в лучших традициях Рёнтгена, но постепенно его влияние утрачивалось. Гамбс создал мебель, которая вошла в историю под собственным именем, умело синтезируя опыт разных национальных школ. В изделиях его мастерской приемы декора, характерные французских предметов (фарфоровые плакетки в духе Веджвуда, золоченые бронзовые детали), органично соединились с такими характерными чертами русской мебели конца - начала XIX века, как полихромность и использование различных материалов. Работы Гамбса всегда отличались особой изобретательностью форм и яркой декоративностью. После смерти Генриха Гамбса в 1831 году руководство фирмой перешло к сыновьям Петру и Эрнесту. Название «S.-Petersburg. Henry Gambs Magazin de Meubles» было заменено на «Ebenist-Mecanicien de la Cour a S.-Petersburg». К этому времени фирма превратилась в огромное предприятие с большим штатом сотрудников, 130 из которых участвовали в возобновлении убранства Зимнего дворца после пожара 1837 года и были награждены медалями. В 1847 году по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера братья Гамбс создали мебель для «Розовой гостиной» Зимнего дворца в стиле «второго рококо». Братья Гамбс оставались официальными поставщиками Двора до 1848 года. В последующие годы стиль работы знаменитой мастерской менялся. Поэтому термин «гамбсова мебель», появившийся в 1920-х годах, является не стилевой, а историко-культурной характеристикой. Мастера мастерской в зависимости от времени и обстоятельств использовали самые разные стили и неостилевые модификации: ампир, стиль «помпадур», неоренессанс, второе рококо. Возрождали и барочные, а также эклектичные необарочно-рокайльные формы с волнистыми линиями и скруглёнными углами. Такую мебель изготавливали из ореха или дуба, с рельефной резьбой, бархатной или шёлковой обивкой. В 1840-х годах эта мебель хорошо вписывалась в обычные жилые интерьеры, оформленные в соответствии с модой на австро-германский бидермайер и стала характерной приметой дворянского, и мещанского интерьера. С этого времени определение «гамбсова мебель» стало означать чуть ли не всю мебель, отличающуюся добротностью, прочностью и удобством, но слегка безликую. Отсюда ироничное отношение к ней в русской литературе. Фирма «Гамбс» прекратила существование в 1860-х годах. На фото: Клеймо мастерской Г. Гамбса на бюро. (1840–1850-е годы.) #мастер #история #мебель #двенадцать_стульев #автор #мебельщик #германия #гамбс #гамбсова_мебель #jettoolsrussia