Найти тему
ЮрПом

Как в Российской Империи готовили агентов для нелегальной разведки или размышления о том, насколько мы деградировали на фоне наших предков

Оглавление

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Меня очень радует, что за столь короткий срок на моем канале собралось внушительное число подписчиков, судя по анализу аудитории и комментариям под статьями, можно сделать вывод о том, что читатель моих статей - это взрослый, зрелый, осознанный ценитель целостной мысли. Именно поэтому не хочу ограничиваться описанием лишь полицейских будней, а выбрать и темы связанные с историей, поскольку она мне интересна не меньше юриспруденции. Думаю, что и Вы найдете для себя что-то интересное.

Спасибо Вам за то, что Вы со мной!

Блестящий Леонардо Ди Каприо
Блестящий Леонардо Ди Каприо

На написание данной статьи меня подтолкнул подкаст предпринимателя Александра Соколова, в гостях у которого присутствовал доктор Андрей Владимирович Курпатов, человек известный и крайне интересный. Темой подкаста стало размышление о познании человеком самого себя и своих возможностей. С удовольствием прослушал их беседу и вынес ряд важных мыслей из нее. Приведу некоторые вкратце:

1. Из-за обилия информации, онлайн сервисов и развлекательного контента люди становятся менее функциональны. Действительно!? А зачем напрягаться, если есть куча помощников, которые готовы твою жизнь сделать проще и качественнее. Но это только с точки зрения практической. А что с духовным? В конце концов это труд сделал из обезьяны человека...А не наоборот. Доказанный факт, что для развития наш мозг должен трудиться, ведь это тоже мышца, которую нужно тренировать. А что будет, если не тренировать мышцу? Думаю, ответ знаете сами!

2. Утрата определенных навыков в скором будущем приведет к тому, что в нашем обществе появится целый класс некомпетентных и неграмотных людей. Конечно, это было преподнесено иначе: в скором времени количество образованных людей будет в таком же соотношении, как например в России XIX века. Куда направить этот класс людей, будет задачей государства или транснациональных корпораций. Волхвы современности, если хотите.

3. Самое парадоксальное, что люди активно утрачивают способность коммуницировать между собой. Человек, обладающий навыком коммуникации, УЖЕ на вес золота. Это я вам заявляю как руководитель, которому часто приходится проводить собеседования.

4. Самая главное, что я почерпнул для себя: чтобы быть преуспевающим человеком необходимо развивать два навыка: это мышление и способность к социальной коммуникации.

Ссылка на подкаст, если кому-то станет интересно: https://www.youtube.com/watch?v=VxVFZsK7DT4&t=1685s
Ссылка на подкаст, если кому-то станет интересно: https://www.youtube.com/watch?v=VxVFZsK7DT4&t=1685s

Как раз работа над написанием статей и помогает мне в этих навыках совершенствоваться.

Для человека 19 века вести дневниковые записи было нормой. Девушки заводили альбомы, в которых друзья оставляли пожелания, добрые слова о хозяйке.

Поэтесса Марина Цветаева, например, заставляла дочь вести ежедневные записи в дневнике. Это помогла девочке наряду с чтением развивать навык, так необходимый каждому человеку: четко формулировать свои мысли.

Размышление на этими тезисами ввергают немного в уныние и одновременно будоражат перспективы предстоящих возможностей для меня как практикующего юриста. Если люди не смогут доносить друг до друга правильно свои мысли, то договориться будет очень сложно. На одних эмоциях далеко не уедешь!

Статья о том, какого высокого уровня гуманитарного образования были наши предки.

Ярким примером интеллектуально развитого человека является герой романа Валентина Саввича Пикуля "Честь имею!". Данное произведение было мной прочитано несколько раз, и всегда я пребывал в восторге. Это повествование о русском разведчике, ставшим генералом дважды: сначала в Царской, а затем в Советской армии. Это блестящее произведение нам рассказывает о любви к Родине и, безусловно, о беспрекословном самопожертвовании во имя высокой цели.

Валенти́н Са́ввич Пи́куль (13 июля 1928, Ленинград — 16 июля 1990, Рига) — русский советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Фото из сети Интернет
Валенти́н Са́ввич Пи́куль (13 июля 1928, Ленинград — 16 июля 1990, Рига) — русский советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Фото из сети Интернет

Мои размышления перекликаются с отрывками из романа, поэтому их я здесь тоже с удовольствием приведу. И если после этих строк кто-нибудь прочет роман "Честь имею!" , значит статья уже написана не зря!

Итак, давайте изучим, какая была подготовка русских разведчиков на примере героя романа "Честь имею!"

Обложка романа "Честь имею", именно такая книга лежит у меня дома
Обложка романа "Честь имею", именно такая книга лежит у меня дома

Наш герой с профилем Бонапарта родился и рос в Петербурге, окончил Императорское училище правоведения, с детства он знал три языка, с мамой-сербкой он общался на ее родном языке, с отцом разговаривал на немецком (т.к. отец был германофиолом), а в обществе наш герой коммуницировал на русском. Мультилингва, так сказать... Волею судьбы молодой дворянин попал на военную службу и служил он на границе с Германской Империей, в Граево, месте дикой контрабанды под покровительством Российского государства для завладения редкими товарами для промышленности.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Молодой человек решил попробовать свои силы при поступлении в Академию Генерального Штаба Российской Императорской армии, окончание которой сулило невероятный подъем по военной карьерной лестнице. Стремление к высокой цели уже наталкивает на мысль том, что этот человек вовсе не глуп.

Карьера генштабиста складывалась скорее, считалась почетнее, нежели если офицер просто служил в армии. Недаром в Академию Генштаба стремились попасть даже великие князья, отпрыски самых знатных фамилий. Наш герой тоже мечтал сделать карьеру, и нет в этом ничего постыдного. Если чиновник служит ради жалованья, то военный человек служит ради чести. Плох тот офицер, который не желает стать генералом!

Картинка из сети Интернет
Картинка из сети Интернет

В свободное от обучения время курсанты были предоставлены сами себе , никто их не "тянул" и не "пинал", каждый отвечал за себя, и любая оплошность в учебе или дисциплине без промедления каралась изгнанием. Время, проведенное в стенах заведения не играло никакой роли: если оставалось, допустим, три дня до выпуска из Академии, но ты согрешил, в тебе уже не нуждались: проваливай (грубо, но зато точно!)! Думаю, что в этой железной строгости заключался немалый смысл. Офицер, делающий карьеру за счет обретения знаний, должен с достоинством нести эти знания! Если он заглянул в шпаргалку, значит он бесчестен, а БЕЗ ЧЕСТИ НЕТ ОФИЦЕРА! Пафосно, скажете вы? Возможно, но кто из нас хот на десятую долю обладает навыком высокой организованности и багажом знаний, который они несли за своими плечами? Думаю, немногие. "Гвозди бы делать из этих людей" писал поэт Н. Тихонов. Действительно, тут не поспоишь... Нужен очень крепкий лоб, чтобы пробить несокрушимую стенку наук и всяческого рода лишений, за которой твоему взору открывается великолепный мир касты офицерства.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Прочитать рефератик или загянуть во всезнающий итернет люди прошлого не могли,: офицеры генштаба обладали энциклопедическими познаниями. В полях во время битвы некогда подсматрива в энциклопдический талмут, чтобы найти нужную информацию. В любое время дня и ночи, даже не сверяясь со справочниками, русский генштабист мог дать точную справку: какова пропускная способность дорог Швейцарии, каковы баллистические данные французской или немецкой пули, сколько потребно лошадей, чтобы перетащить артиллерию через горные перевалы Испании… Они умели делать доклады на любую тему и на любом из трех языков, умели стрелять, как буры, курсанты гробились до потери сознания в манеже, они корпели ночами над подлинными документами по статистике и экономике иностранных государств. Это ли не подвиг?!!!Для них это было необходимостью и обыденностью.

А.А. Брусилов образец военного гения в Российской Империи начала ХХ века
А.А. Брусилов образец военного гения в Российской Империи начала ХХ века

Офицер Генштаба обязан знать все, или почти все об окружающем его мире. Он должен уметь вести войска даже без карты, держа ее в голове; сидя в петербургском кабинете, он мог представить, какое болото встретится за лесом, ограждающим прусский город Алленштейн, и каковы источники воды в этом городе для водопоя кавалерии.

Порядки в Академии были суровы: если нужной книги не было в переводе на русский язык, офицер все равно обязан ее знать, ибо в библиотеке Академии имелись все военные труды на иностранных языках, и потому никакие отговорки в оправдание не принимались, бери словарь и переводи. Да уж, "богатыри не мы"....

Мало кто знает, что русская армия, на момент XIX века, единственная в мире имела специальный "корпус генштабистов", и это важное обстоятельство резко отличало армию России от других армий Европы. Все окончившие третий курс Академии Генштаба получали особую форму. Золотой жгут аксельбанта проходил под локтем каждого, закрепленный сзади на плече, под эполетом или погоном.

Также почетноть подчеркивало то, что по исстари заведенной традиции выпускники должны были представиться императору Николаю II и отобедать в его резиденции, но уже в отсутствие монарха.

Николай II или Николай II Александрович Романов (18 мая 1868 – 17 июля 1918)
Николай II или Николай II Александрович Романов (18 мая 1868 – 17 июля 1918)

Выпускники Академии продолжали служить в своих подразделениях, но уже на особых условиях, они составляли золотой кадровый резерв. Многие переходили в ряд старой гвардии, а это такие полки как Семеновский, Преображенский, Измайловский и прочие. Служба в старой гвардии была статусной. Помимо сужбы необходимо было иметь собственный выезд (несколько лошадей) или нанимать автомобиль. В театре обязательно занимать кресла между пятым и десятым рядами, а другие места в партере для старогвардейца считаются уже "неприличными". Такая служба для нашего героя была просто не по карману, и он выбрал службу в другом стрелковом батальоне в Ораниенбауме.

1 рота Лейб-гвардии Измайловского полка. Фото из сети Интернет.
1 рота Лейб-гвардии Измайловского полка. Фото из сети Интернет.

Наш герой гармонично вписался в элиту новой гвардии, он был зачислен в лейб-гвардии стрелковый батальон. Там была своеобразная обстановка: даже фельдфебели обвешивались шевронами и звенели медалями, полученными за отличную стрельбу, а меткость попаданий служила чуть ли не главным мерилом всех достоинств человека. Герой с профилем Бонапарта не стал нарушать традиций батальона, и после упорной тренировки на стрельбище пробивал любую мишень точно в ее центре. Этим он заслужил уважение в офицерском казино, где вечерами устраивались собрания. Офицеры дискутировали на литературные и прочие возвышенные темы. Эрудиция позволяла поддержать светскую беседу на любую тему. Допоздна спорили о достоинствах поэзии Надсона и Фофанова, ниспровергали Лейкина и превозносили Чехова, восторгались "лапинскими" изданиями музеев Парижа, силились понять претензии "мирискусников" с их поисками в видении былой русской жизни. Сложно представить то общество, которое бы не прерывалось Великой Октябрьской Революцией.


В обществе этих культурных людей, брезгающих выпивкой, картами и анекдотами о неверности женщин, нашему герою было интересно и хорошо, но не было суждено ему служить в столице, так как из Генштаба поступило предложение проходить службу в разведке, а для этого необходимо было "исчезнуть". Здесь закономерны два вопроса: "Почему исчезнуть? И как исчезнуть?"

Так почему нужно было исчезнуть нашему герою?

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Оказывается, все офицеры "корпуса генштабистов", окончившие "полный" курс Академии Генштаба, давно учитывались в военных кругах Берлина и Вены как потенциальные разведчики, в любое время способные появиться в империях Гогенцоллернов или Габсбургов. Стоило молодым офицрам прицепить к плечу роскошный аксельбант, как они сразу же попадали под негласное, но пристальное наблюдение иностранной агентуры: где они, что делают, каковы успехи в карьере? Офицеры сдавали экзамены, ездили в Баболово представляться царю, кутили в известном кабаке, а сами уже сидели на крючке, пронизанные насквозь чужим и врожденным взором.

Как пришлось исчезнуть нашему герою?

С момента принятия решения нашего офицера о службе в разведке началось его моральное падение, всем видимая деградация личности, что никак не совместимо со званием русского офицера, тем более в гвардии. Он начал неумеренно пить, его замечали в обществе игроков и дурных женщин. Он стал являться в свой батальон не в лучшем виде, городил чепуху и пошлость. Наконец он пал столь низко для офицера, что задолжал даже официанту в ресторане. Конечно, сослуживцы стали его сторониться, выказывая этим свое презрение.

Картинка из сети Интернет.
Картинка из сети Интернет.

Все шло по плану и наш новоиспеченный разведчик и не желал никому нравиться. Поэтому нарочно хвастал успехом у женщин, все поминал в разговорах знаменитых в городе куртизанок. Никто уже не подавал ему руки. В создании его отвратительного и падшего образа ему исподтишка помогал отдел разведки Генштаба, распуская слухи, что он – негодяй и мерзавец, что давать ему в долг нельзя, ибо долги он не возвращает.

Внутреннее состояние сотрудника разведки было ужасным, ему было легче застрелиться, нежели испытывать на себе брезгливое отношение порядочных людей, глядящих на такого человека как на падаль, но он был обязан вытерпеть до конца все, что ему уготовано.

Вокруг офицера образовалась зловещая пустота, ему был объявлен негласный бойкот. Как бы то ни было, но своего он добился: собранием офицеров стрелкового батальона он был лишен чести (а это для дворянина хуже смерти!), его изгнали из рядов гвардии за недостойное поведение, позорящее русского офицера. Затем приказом по столичному округу его исключили из "корпуса генштабистов", с плеча молодого офицера был сорван аксельбант, столь украшавший его. БОльший позор трудно представить.

После этого начальник отдела разведки с улыбкой заявил будущему разведчику:

– Видите, как все удачно получилось? Теперь осталось дело за малым: загнать ваше ничтожество в самый захудалый гарнизон. Допустим, в город Собачинск… Знаете такой?

И только отец горько плакал на вокзале, провожая своего "падшего" сына и так и не узнав, что это часть игры. Петербург медленно растворился в синем угаре наступавшего вечера. Наш герой отъезжал в гнусном настроении, жалея отца, которому никак не мог объяснить, что в моем мнимом "падении" затаилось скорое возвышение.

В купе он переоделся в штатское платье, вооружившись тросточкой. Он стал пижоном. Как и договорились с начальником разведки, он в Казани "отстал" от своего сибирского поезда и совсем другим человеком пересел в экспресс, идущий на запад. Теперь он играл роль молодого приват-доцента Казанского университета по кафедре истории. В беседах с пассажирами, невольно возникавшими за время долгой дороги, он охотно рассказывал о себе. Блестящая работа! Теперь наш герой после полного исчезновения готов к оперативной работе в стане врага.

Я описал путь одного лишь офицера императорской армии начала 20 века. А это был не один человек, а целая прослойка общества, не представляющая своего существования без книги и светской беседы. Возможен вариант, что люди одумаются, остановятся и вернут традиции воспитания и образования, которые помогали стать настоящим человеком и другом. Пока, увы, все идет по отрицательному сценарию. Наступило время, когда показаться "тупым" и "необразованным" перестало быть унизительным и постыдным. Современная молодежь хочет получать большие деньги, не совершая никакого полезного действия. Самое главное, они не понимают, зачем они эти полезные действия должны совершать? Речь, конечно, идет не обо всех. Свои "звездочки" имеются и сейчас. Но их процент настолько мал, что становится по-настоящему страшно за будущее страны. И в наших руках воспитать достойную личность, привив у наших детей тягу к чтению и саморазвитию.

Мораль!