1 сентября 2014 года Указом президента РФ звания Героя России посмертно была удостоена Алиме Абденанова – «за героизм, мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне». Понятно, что это было политическое решение, но нет сомнения и в том, что награды была достойна эта девушка, принявшая мученическую смерть в борьбе с оккупантами.
В 1943 году нашей разведке понадобились люди из коренных жителей Крыма, которые могли бы, не вызывая подозрений, добывать информацию на оккупированных немцами территориях полуострова.
Осенью 1941 года 17-летняя Алиме эвакуировалась на Таманский полуостров. На Кубани она окончила 3-месячные курсы санитаров, после чего работала в госпитале. На смертельно опасную работу в разведке девушка согласилась без раздумий.
После окончания разведшколы в Краснодаре Абденанову, получившая оперативный псевдоним Софие, высадили с «кукурузника» в родных краях, в Ленинском районе Крыма. Вместе с радисткой Ларисой Гуляченко (псевдоним Гордая).
Алиме создала подпольную группу «Дая» из 15 родственников и друзей. Они сообщали о передвижении гитлеровских войск, благодаря чему по врагам наносились точные удары нашей авиацией.
13 декабря 1943 г. в разведотделе штаба Северо-Кавказского фронта Абденанову и Гуляченко представили к орденам Красного Знамени. Указ о награждении девушек был подписан 5 января 1944 года. Но получить ордена им было не суждено.
В феврале оккупанты запеленговали радиостанцию, выявили и схватили подпольщиков, в том числе и девушек. Их подвергли допросам с жёсткими физическими мерами воздействия.
Лариса Гуляченко сломалась сразу, как только на её глазах немцы и полицаи начали пытать других подпольщиков. Она рассказала оккупантам всё, что знала. А потом она повела их в дом родственников Алиме, где была спрятана радиостанция.
Свидетели – местные жители потом рассказали, что Гуляченко пришла с фашистами, и ругала сестру Алиме, которая успела перепрятать радиостанцию. Выдали её только после того, как оккупанты пригрозили начать расстреливать жителей села.
В марте 1944-го крымским партизанам удалось освободить нескольких членов подпольной группы «Дая». Но Алиме там не было: её увезли в Симферополь. Несмотря на пытки, она отказалась от сотрудничества с оккупантами, и в апреле 1944 года была расстреляна, перед тем, как советские войска освободили Симферополь.
Гуляченко же отступала из Крыма вместе с немцами. Лишь после окончания войны, в сентябре 1945 года, её арестовали в венгерском городе Балатонфюреде. Военным трибуналом 7-й Гвардейской армии Гуляченко была приговорена к 10-ти годам исправительно-трудовых лагерей и 5-ти годам поражения в правах по ст. 58 п.1-б УК РСФСР («Измена Родине с стороны военного персонала»).
Исходили из того, что Лариса Гуляченко была не просто девушкой – подпольщицей. Как и Алиме, она являлась военнослужащей, поступившей на службу в разведку добровольно. Фактически, Гуляченко купила себе жизнь, предав своих товарищей.
Но трибунал учёл и молодость Ларисы, и все сложившиеся обстоятельства. В итоге она получила достаточно гуманное наказание: 10 лет давали рядовым предателям и пособникам оккупационных властей – людям, обагрившим рук кровью.
Гуляченко отсидела эти 10 лет полностью. В лагере у неё родилась дочь Ирина. Лариса активно участвовала в лагерной самодеятельности, писала стихи. Освободившись в 1955 году, она вернулась в Киев, окончила филологический факультет Киевского университета. Работала преподавателем немецкого и английского языков. Всю жизнь прожила в столице Украины, там и умерла в 2006 году.
То есть, потеряв 10 лет в заключении, Лариса Гуляченко всё же прожила полноценную жизнь. А замуж вышла ещё в лагере.
Имеется её фотография из лагеря, сделанная незадолго до освобождения. На ней – две улыбающиеся дамы с букетиками цветов. Подпись гласит:
«Елена Владимировна Маркова (справа) и Лариса Николаевна Высоцкая. 1955, г. Воркута (Коми АССР). Фотография двух бывших заключенных Речлага, находящихся в ссылке в Воркуте, сделана их солагерником Эдгаром Вильгельмовичем Штырцкобером».
⚡«Офицеры, ездили в гости к венгерским девушкам, но меня оставляли ночевать в отдельной комнате: только потом я понял почему!»
Сведения о радистке, отступившей с немцами, есть в воспоминаниях Елены Марковой на сайте «Сахаров-центра». Она рассказывает, что в лагере Лариса Гуляченко была звездой оперетты.
«Она прекрасно пела, обладала феноменальной музыкальной памятью и принадлежала к категории тех людей, которым не обязательно было учиться в театральном институте, чтобы затем блистать на сцене».
Я не буду её судить. В таких нечеловеческих условиях неизвестно как бы себя повел я, или любой из моих читателей. Дело в другом:
Когда составлялись списки подлежащих реабилитации как невинно репрессированных, то в них по ошибке или по недосмотру попала и Лариса Гуляченко. Получила посмертный статус «жертвы политических репрессий», тогда как осуждена была справедливо.
Это Владимир, канал «Две Войны». У меня есть Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
Как вы думаете, является ли Гуляченко жертвой репрессий?