Музей Тропинина и московских художников его времени - один из моих любимых музеев в Москве, как и район старой Москвы в котором он находится! Поводом посещения музея стала "Крошечная выставка".
«Крошечная выставка» - очередной «проект» музея Тропинина. Мимо такой выставки я никак не могла пройти, люблю все миниатюрное. Пользуясь подходящим случаем, похвалюсь моей "крошечной" коллекцией.
Но вернемся к выставке. Название буквально соответствует формату: в камерной экспозиции размером 30 квадратных метров представлены очень маленькие экспонаты. Живописные миниатюры, микромозаики, вышивки бисером, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, игольницы и спичечные коробки – всего более 160 предметов.
Общий вид зала, чтобы понятнее был размер экспонатов. Самый крупный из них не превышает 26 см в высоту. Не считая куклы в витрине в углу. Она самая большая, а самые мелкие экспонаты можно рассмотреть в лупу - слева в стене, но об этом ниже.
На стенах много цитат за подписью Врангель Н.Н.
"Вот искусство, которое все в прошлом. Нежное и уютное, оно как благоухание прошлой эпохи, умерло и поблекло, как старые жемчуга в железных тисках златых оправ, унеслось, как ароматы старинных флаконов с духами. Выцветают и бледнеют нежные краски на розовато-желтом фоне слоновой кости. Гаснут, как вечерние отсветы солнца, яркие переливы щек, ясные контуры очертаний. Подвергаются порче миниатюр: трескается кость, линяют краски, уходит жизнь... "
Кто такой Врангель Н.Н., автор этих строк?
Оказалось, младший брат "того самого" Врангеля, русский историк искусства, за недолгую свою жизнь (был слаб здоровьем, умер в возрасте 35 лет) и успевший немало... Устраивал художественные выставки, редактировал журналы по искусству, объехал множество усадеб, составляя описание их убранства, составил и издал двухтомный каталог с научными комментариями «Русский Музей Императора Александра III. Живопись и скульптура» и много чего еще...
Но вернемся к экспонатам.
На выставке можно увидеть немецкую куклу, созданную на фабрике Gans & Seyfarth Puppenfabrik Doll, и этот кукольный образец надолго стал непререкаемым эталоном. В советских артелях 1920-1930-х годов всё ещё повторяли именно эту головку с тугими локонами. Кукла-барышня - большая, и на «Крошечной выставке» она очутилась потому, что к ней прилагался маленький чайный прибор: чашки, чайничек и молочник.
Вы конечно догадываетесь, для меня в любой выставке особенно интересна вышивка! Особое место в экспозиции занимают вышивки бисером, но не обычным, а невероятно мелким.
Вышивка бисером – один из немногих видов декоративного искусства, которым разрешалось заниматься барышням. Причем бисер был настолько микроскопическим, что иногда использовали волос, чтобы его нанизывать, вместо иглы. Подходящую иглу невозможно было сделать.
Вышивки делали по схемам и считались очень ценными, переходили из рук в руки. На одну такую миниатюру могло уйти полгода. Считалось, что это занятие укрепляет нервы, поэтому вышивками занимались не только дамы, но мужчины. Николай Гоголь, например, тоже вышивал.
На выставке - не обычные вышивки, а под стать всему остальному – крошечные, и здесь уже требовалась сноровка плюс отменное зрение. Вышить кошелёчек для мелочи или, допустим, картинку, умещающуюся на детской ладони – это изощрение. Имеются и обычные вышивки гладью – размером со спичечную коробку.
Холмогорская резьба по кости – знаменитый промысел, существовавший издревле. К популяризации холмогорской техники приложил руку Михаил Ломоносов, продвигавший своих соотечественников, а будучи другом Ивана Шувалова – фаворита императрицы Елизаветы, он добился для холмогорцев высочайшего признания.
Коробочки для табака в XVIII столетии были предметами хвастовства среди господ, а у иных любителей хранились целые коллекций табакерок, в том числе, костяных. высшую ценность имели табакерки с портретами монархов, и чаще всего, они дарились самими государями за честную службу и за милую дружбу.
Чернильницы - очень красивые!
Несколько самых маленьких экспонатов встроены в стену: их можно рассматривать через небольшие глазки в стене, которые позволяют сконцентрировать внимание на деталях без лупы. Среди них есть редкий экспонат – двустенный стакан, выполненный крепостным мастером Александром Вершининым. Подобных стаканов сохранилось не более 20 штук. Между стенками стакана размещен пейзаж из картона и натурального мха. Секрет уникальной технологи умелец унес в могилу. Никто по сей день не может повторить его мастерства.
Как вы понимаете, из 160 экспонатов, я показала вам лишь малую часть, нельзя охватить необъятное!
А в конце покажу вам розы из маленького сада на заднем дворе музея.
Посещая подобные музеи, я всегда с благодарностью думаю о людях, создающих эти великолепные выставки!
...................................................
В конце публикаций теперь буду давать ссылки на другие статьи, близкие по теме, которые вы возможно пропустили.
Мой поход в музей Тропинина на выставку "Мода на чай", которая работает до 28 сентября здесь.
А вот здесь статья о чайных платьях.