Второй буддийский собор провёл царь непальского государства Личчхавов Каласока в городе Вайшали (совр. штат на востоке Индии Бихар) в 383 году до нашей эры. Там Будда прочитал свою последнюю проповедь и любил этот город, много раз посетив его.
Собор ознаменовался конфликтом между традиционными школами буддизма и более либеральными интерпретациями, известными как Махасангхика.
На собор собрались представители различных школ и течений буддизма, чтобы обсудить и разрешить разногласия и споры, которые возникли в сообществе буддийских монахов. Традиционалисты, придерживающиеся старых учений и обрядов, столкнулись с новыми идеями и интерпретациями, представленными Махасангхиками. В частности, с разрешением монахам брать деньги с прихожан за проведение ритуалов. Также подверглось критике нежелание части монахов отказаться от крепких напитков, которые те употребляли до их ферментации, полагая, что так оно не является алкоголем. Также многие монахи начали употреблять пищу до полудня, что противоречило уставу, который предписывал первую трапезу начинать после полудня.
Дискуссии на соборе были интенсивными и долгими. Представители традиционных школ настаивали на сохранении старых обрядов и учений, считая их единственно правильными. Они опасались, что новые интерпретации могут исказить истинное учение Будды и привести к разрыву в буддийском сообществе.
С другой стороны, Махасангхики предлагали более гибкую и открытую интерпретацию учений Будды. Они считали, что буддизм должен развиваться и приспосабливаться к изменяющемуся миру, чтобы оставаться актуальным и доступным для всех людей. Они призывали к принятию новых идей и методов, которые могли бы помочь распространить учение Будды среди широких масс.
После долгих обсуждений и анализа аргументов обеих сторон, было принято решение о создании комиссии, которая занималась бы изучением различных интерпретаций и их влияния на буддийское учение. Эту комиссию сформировали из представителей разных школ и течений, чтобы обеспечить объективное и всестороннее исследование.
Комиссия провела множество исследований и дискуссий, чтобы понять, какие аспекты учения Будды могут быть изменены или адаптированы, а какие должны оставаться неизменными. Они пришли к выводу, что необходимо сохранять основные принципы и ценности буддизма, но при этом быть готовыми к изменениям и новым интерпретациям, которые могут помочь привлечь больше людей к практике буддизма. Последователи Махасангхиков были осуждены.
Это решение вызвало смешанные чувства среди буддийского сообщества. Некоторые приветствовали гибкость и открытость, которые позволяли буддизму приспосабливаться к современным условиям и потребностям людей. Другие, однако, оставались приверженцами традиционных учений и считали, что любые изменения могут привести к искажению истинного учения Будды.
Несмотря на разногласия, второй буддийский собор в Вайшали стал важным моментом в истории буддизма, поскольку он поднял вопросы о развитии и адаптации учения Будды в изменяющемся мире. Этот собор стал отправной точкой для дальнейшего развития различных школ и течений буддизма, которые продолжали существовать и влиять на миллионы людей по всему миру.