Со времен обретения христианского вероучения цивилизаторы, как и их предшественники, римляне и греки, пытались навязать другим народам свое мировоззрение.
Был такой католический проповедник Адальберт, который любил учить славянские народы, а особенно русов и пруссов, названных так немцами по причине их русскости. Любил он эти "два" народа учить уму-разуму по-своему, по католически. Происходил Адальберт из семьи чешского князя. В свое время он уже приезжал на Русь (961 - 962 гг.). Это было еще при жизни княгини Ольги. Если бы Адальберт тогда не бежал из пределов Руси, с ним могло приключиться что-то не очень хорошее. Он явно испытывал судьбу, и она его настигла.
Через 6 лет после возвращения от русов Адальберта утвердили на должность Магдебургского архиепископа, отметив в грамоте о его "заслугах" при поездке в Русию.
В 997-м году Адальберт по великой просьбе польского владыки Болеслава Первого отправился к пруссам. В то время врагами Польши были не только русские, но и прусские ребята и девчата. Они были настоящими русами (порусами). Это следует не только из-за характерного сходства в названиях, но еще и от того, что в некоторых "Житиях Адальберта":
Пруссия названа Рутенией, а пруссы - русами. Западная хроника это подтверждает. Убийцами были названы рутены, а рутены - это западное название, применяемое по отношению к русам и русским, которое использовалось и много веков спустя после описанных событий 10-го века.
Дополнительным основанием того, что пруссы - это русы, служит имя верховного жреца этого народа Криве, а кривичи - это словене, относящиеся к русам.
В 996-м году Адальберт приехал ко двору польского Болеслава в Гнезно. А весной следующего года уже отправился крестить прусов. Для этого ему дали в помощь польскую дружину. Пруссы-русы были воинственны, и креститься не желали. Болеслав решил использовать Адальберта, дабы решить вопрос с остатками русских язычников, пока Русь не "прибрала" их к себе. Так рассуждал польский правитель.
После того как просветитель добрался по Висле до Гданьска, он отпустил польскую дружину домой, а сам отправился к пруссам-русам. С ним осталось несколько человек, в том числе и его сводный брат.
Встретившись с прусами, Адальберт в агрессивной форме решил их тут же окрестить. Хотя существуют и иные версии. Язычники, увидев в нем признаки ненормальности (фанатичность) решили взять его в плен.
Поляки во время очередного вторжения в Пруссию убили родного брата прусского жреца. Поэтому, когда в руки пруссов попал очередной польский просветитель, а по совместительству шпион, его судьба была решена.
Через несколько дней или ранее, жрец пруссов по имени Сикко 23 апреля 997-го года отправил просветителя на тот свет. Он был заколот копьями, после чего ему отрубили голову. Так закончил свою миссионерскую деятельность Адальберт. Останки просветителя Болеслав выкупил у пруссов по весу золотом. Однако неугомонные католики не дремали. После рождения Адальберта фанатики не прекращали появляться на свет.
Архиепископ Бруно Кверфуртский происходил из знатного графского рода Тюрингии и был родственником Титмара Мерзебургского. Когда в 997-м году Адальберт был отправлен на тот свет пруссами, Бруно как раз стал капелланом императора Оттона Третьего, у которого прослыл под именем "своей души". Но его не устраивала мирная жизнь при дворе императора. Он мечтал повторить "подвиг" своего кумира Адальберта, о котором гремела немецкая, да и не только общественность того времени. Бруно вынашивал явно "наполеоновские планы" окрестить не только всех балтийских язычников, но и вообще всех язычников для начала Европы, а потом, быть может... Это была явная мания.
Как и Адальберт, он решил начать с Польши, в которой задумал создать католическую миссию. Но Оттон умер, а его преемник Генрих Второй этой идеей особо не увлекался. Тем более в тот период между немцами и поляками начался конфликт. Долго не раздумывая, Бруно отправился на "подвиги" вперед, навстречу приключениям. Он взял с собой нескольких спутников и поехал в Польшу, где встретился с Болеславом Первым. Их взгляды совпали. Бруно до конца жизни оставался приверженцем польского правителя. Правда, жить ему оставалось совсем не долго.
В 1008 - 1009-х годах архиепископ Бруно Кверфуртский приехал в Киев, где был принят Владимиром с большим почетом. Узнав, что Бруно направляется к печенегам, дабы окрестить их, русский князь отговаривал его, сколько мог, но безуспешно.
Бруно и его спутники отправились в земли печенегов. Простой народ печенегов встретил просветителей агрессивно и даже побил. Потом вожди печенегов решили помиловать Бруно и его друзей. Они дали согласие креститься с условием заключения с русскими мира. Дополнительным условием принятия крещения было направление одного из сыновей Владимира в заложники к печенегам. Бруно пробыл 5 месяцев в стане печенегов. Имени сына Владимира, который поехал как заложник к печенегам, Бруно не назвал.
После поездки к печенегам просветитель направился назад. На границе Руси и Пруссии он был убит.
В Магдебургских анналах сказано следующее:
"на двенадцатый год своего подвижничества...он отправился в Пруссию, стремясь оплодотворить божественным семенем бесплодные земли...".
Далее в этом источнике сделана "странная" запись, а именно:
"...Тогда, проповедуя на границе указанной области Русии и Литвы, он сначала встретил препятствия со стороны местных жителей, но когда он стал проповедовать дальше, его схватили...".
Получается, в этом небольшом отрывке Магдебургских анналов Пруссия уже названа областью Русии.
Противники могут сказать, что это не так. Но дополнительным доказательством того, что Пруссия в то время означала Русию, является запись, сделанная в "Житии Ромуальда" (1040-й год), автором которого был Петр Дамиани. Так вот, там сказано, что:
"...епископ (Бруно - авт.) назван миссионером, направленным на Русь для ее крещения".
При этом известно, что на Руси у князя Владимира Бруно никого не крестил и не собирался. Значит, имелась в виду та Русия, которая называлась Пруссией.
После того, как Бруно схватили язычники, ему поочередно отрубили сначала конечности, а потом и голову. Равно как и его 18-ти спутникам.
Судьба двух просветителей новой веры наглядно показала, что не будь в руках последователей Христа меча, ничего бы у них не получилось в деле христианизации. От слова совсем.
Дорогой читатель, жду твои комментарии!
Лайк или репост этой статьи поможет ее продвижению!
Статьи по теме: