Найти тему

«Чёрный Вудсток». 51 год назад состоялся грандиозный фестиваль, ставший вехой в истории соула и борьбы за гражданские права

Знаменитый Вудсток помнят многие. Но фестиваль «Уоттстакс», который собрал на одной площадке звёзд соула и фанка, так и остался локальным событием. Между тем, с музыкальной и социальной точек зрения он был ничуть не менее эпохальным. И на нём тоже звучал гимн США, только
с совершенно иным эффектом. Выступления артистов в хоче семичасового
«Чёрного Вудстока» были не только записаны, но и сняты на плёнку.

...Утром 20 августа 1972 года президент лейбла Stax Records Эл Белл в волнении задавался вопросом, придёт ли достаточно людей, чтобы заполнить трибуны лос-анджелесского стадиона. Это событие началось с идеи отметить концертом годовщину «Уоттского бунта» 1965 года, в ходе которого темнокожая община района Уоттс четыре дня сражалась против жестокости полиции и расовой дискриминации.

Но затея превратилась в грандиозную музыкальную акцию. Эд Белл пригласил съёмочную группу и установил цену на билет в размере одного доллара, чтобы каждый мог прийти. Своего часа под жарким калифорнийским солнцем ждали звёзды лейбла Stax из Мемфиса — передовые темнокожие артисты того времени.

«Шли секунды, минуты и часы. Наконец, я поднял взгляд и не увидел ни свободного места. Никто никогда не делал ничего подобного: наглостью была сама мысль, что можно заполнить этот стадион темнокожими людьми». Эл Белл

Сто тысяч человек собрались на стадионе Coliseum в Лос-Анджелесе. Когда Ким Уэстон спела гимн США, зрители оставались равнодушны: бездельничали, болтали, ели. Но стоило певице выйти снова, чтобы исполнить «национальный гимн чёрных» «Lift Every Voice And Sing», как публика с первых нот вскочила на ноги, вскидывая кулаки в воздух.

Атмосфера была праздничной. На один день стадион превратился в парад мод и место для общения. «Уоттстакс» гудел дружелюбием Вудстока и Монтерея. Не было зафиксировано ни одного правонарушения. Это был день мира и единства.

На фестивале выступили многие подопечные лейбла Stax. Гонораров они не просили, а доход от билетов был направлен в благотворительные фонды. Среди исполнителей — легендарная семейная госпел-группа The Staple Singers, звёзды фанка The Bar-Kays, блюзовый гитарист Альберт Кинг.

Особенно зрелищным оказалось выступление Руфуса Томаса, облачённого в розовый пиджак, штаны до колен и ковбойские сапоги. Когда публика вдруг массово начала выбегать на поле, чтобы станцевать цыплёнка, находчивый ветеран ритм-энд-блюза, не сбиваясь с ритма, сымпровизировал несколько комичных куплетов, чтобы убедить всех вернуться на свои места. Дорогостоящий газон был спасён, помощь охраны не понадобилась.

Представляя последнего артиста, борец за гражданские права Джесс Джексон сказал: «Вы услышите госпел, ритм-энд-блюз и джаз. Это просто ярлыки. Мы знаем, что музыка есть музыка!» Рёв полицейских мотоциклов с мигающими огнями сигнализировал, что батя в здании. На сцену вышел Айзек Хейз в огромной коричневой шляпе и накидке с психоделическим принтом, под которой скрывались толстые золотые цепи. Оскароносный композитор подвёл итоги грандиозной вечеринки хитом «Theme From Shaft», который он написал для фильма «Шафт».

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!