Найти тему
Елена Панина – РУССТРАТ

The American Conservative: США сорвали уже три попытки договориться о мире на Украине

Кажется, мир на Украине Западу и США вообще не нужен, приходит к неизбежному выводу Тед Снайдер.

Уже в первые недели СВО Россия и Украина предприняли как минимум три попытки договориться о мирном урегулировании, раскрывает глаза аудитории Тед Снайдер из The American Conservative. Все три могли бы положить конец войне до разрушения инфраструктуры Украины, массовой гибели людей и увеличения риска неконтролируемой эскалации, во всех трех фигурировало предложение Украины не вступать в НАТО - и все три были остановлены США.

25 февраля, на следующий день после начала СВО, президент Украины Владимир Зеленский уже сигнализировал, что он готов отказаться от НАТО. Зеленский объявил, что не боится вести переговоры о нейтралитете и гарантиях безопасности с Москвой.

Эта уступка стала первым признаком того, что цели как Украины, так и России могут быть достигнуты и что война может закончиться дипломатическим урегулированием, подчеркивает Снайдер.

Советник президента Украины Михаил Подоляк также заявил, что «Украина хочет мира и готова к переговорам с Россией, в том числе о нейтральном статусе в отношении НАТО». Он сообщил Reuters 25 февраля, что «если переговоры возможны, их следует провести. Если в Москве говорят, что хотят провести переговоры, в том числе о нейтральном статусе, мы этого не боимся. Мы можем поговорить и об этом».

27 февраля, всего через три дня после начала конфликта, Россия и Украина объявили, что проведут переговоры в Белоруссии. Украинская делегация направлялась туда с готовностью договориться о нейтралитете. Зеленский сказал: «Мы договорились, что украинская делегация встретится с российской делегацией без предварительных условий». После первого раунда переговоров две делегации вернулись домой для консультаций, определив приоритетные темы.

Второй раунд переговоров состоялся на белорусско-украинской границе, 3 марта.

Однако, хотя Украина была готова обсуждать нейтралитет, США не были готовы. 25 февраля, в тот же день, когда Зеленский сказал, что он «не боится разговаривать с Россией» и что он «не боится говорить о нейтральном статусе», его мнение категорически отверг представитель Госдепартамента Нед Прайс. Тот заявил на пресс-конференции, что «США не приемлют переговоров, когда московские ракеты, минометы, артиллерия нацелены на украинский народ. Это не настоящая дипломатия. Это не условия для настоящей дипломатии».

17 декабря 2021 года, всего за два месяца до начала СВО, напоминает Снайдер, Россия представила предложения о гарантиях безопасности как США, так и НАТО. Ключевые требования включали отказ от расширения НАТО на Украину и от размещения оружия или войск на Украине.

26 января США и НАТО отклонили требование России о предоставлении письменных гарантий того, что Украина не вступит в НАТО. Дерек Чоллет, советник госсекретаря Энтони Блинкена, раскрыл, что США сообщили Москве, что переговоры по поводу расширения НАТО на Украину никогда не планировались.

Официальный российский ответ пришел 17 февраля 2022 года. В нем говорилось, что США и НАТО «не предложили конструктивного ответа» на ключевые требования России. Затем было добавлено, что, если США и НАТО продолжат отказываться предоставлять России «юридически обязательные гарантии» в отношении ее озабоченностей по поводу безопасности, Россия ответит «военно-техническими средствами».

Если начало СВО через неделю было задумано как быстрый удар с целью заставить Киев пообещать не вступать в НАТО, чего Россия не смогла добиться от Вашингтона, то это намерение могло быть осуществлено в Белоруссии в первую неделю войны. Но США остановили это, подчеркивает Снайдер.

6 марта, всего через несколько дней после завершения вторых переговоров в Минске, израильские СМИ сообщили, что тогдашний премьер-министр Нафтали Беннет совершил неожиданный визит в Москву, чтобы встретиться с Путиным в попытке посредничества.

После встречи с Путиным Беннет дважды разговаривал с Зеленским. Он также говорил с президентом Франции Эммануэлем Макроном и летал в Германию для переговоров с канцлером Германии Олафом Шольцем.

По словам Беннетта, «Зеленский инициировал просьбу связаться с Путиным». Затем Беннетт сказал США, что он «пользуется доверием обеих сторон». Эти разговоры привели в движение серию телефонных звонков Беннетта с Путиным и Беннетта с Зеленским. Затем Беннетт вылетел в Москву для встреч с Путиным, а затем в Германию для встреч с Шольцем.

По словам Беннета, хотя США сказали ему, что «шансов на успех не было», Путин сказал ему, что «мы можем достичь прекращения огня». По словам Беннета, Путин пошел на «огромные уступки», вроде отказа от физической ликвидации Зеленского и полного разоружения Украины.

Зеленский тоже пошел на «огромную уступку». Беннет заявлял, что «Зеленский отказался от вступления в НАТО». Беннетт предложил отказаться от гарантий, подобных натовским, в пользу того, чтобы Украина приняла «израильскую модель» и создала сильную, независимую армию, способную защитить себя. Это решение было принято и Путиным, и Зеленским.

Получив эти обещания, Беннетт вылетел в Германию и проинформировал Шольца, американцев, Макрона и Джонсона. «Борис Джонсон занял агрессивную линию. Макрон и Шольц были более прагматичны. Байден был и тем, и другим». Были хорошие шансы на мир, но Запад по словам Беннета «принял решение продолжать наносить удары по Путину».

Затем, в марте и начале апреля 2022 года, усилия по переговорам переместились в Стамбул. К 20 марта Зеленский, похоже, смирился с тем, что открытая дверь в НАТО для Украины это миф. 29 марта украинские переговорщики заявили, что Киев готов принять нейтралитет, если в соответствии с международным соглашением западные государства, такие как Соединенные Штаты, Франция и Великобритания, предоставят обязательные гарантии безопасности.

Владимир Путин, напоминает Снайдер, недавно раскрыл ряд деталей о соглашении. 13 июня 2023 года, отвечая на вопросы военных корреспондентов в Кремле, президент России подтвердил, что «мы достигли соглашения в Стамбуле». Затем Путин раскрыл ранее не объявленную деталь о том, что предварительное соглашение было не просто устным. Дело дошло до того, что был представлен подписанный документ. Два дня спустя, 17 июня, Путин пошел еще дальше. На встрече с делегацией лидеров африканских стран, которые в очередной раз пытались выступить посредниками в мирных переговорах, Путин представил парафированный проект соглашения.

Поскольку рассказ Путина о предварительном соглашении и обещании Украины не вступать в НАТО был подтвержден в статье Foreign Affairs, подтверждается и его утверждение о том, что США прекратили урегулирование путем переговоров, логично отмечает Снайдер. Подчеркивая, что три раза в первые недели войны переговоры приводили к реальной возможности мира.

Авторы TAC сделали хорошую памятку о том, кто на самом деле до последнего не хотел конфликта и не рассматривал его как единственное средство соблюдения своих интересов.

Но American Conservative не отметил ещё один важный момент.

Каждый следующий раунд переговоров о мире проходил в ухудшившихся для Украины экономических, военных и инфраструктурных условиях.

В следующий раз условия для Киева будут ещё хуже. Если, конечно, следующий раз будет: у каждого решения есть определенное окно возможностей. После завершения Приазовского сражения, контуры финала которого более-менее видны, Украина сможет вести переговоры только как держава с разгромленной армией, гигантской демографической ямой, отсутствующей экономикой и без перспектив всё это компенсировать в сколько-нибудь прогнозируемые сроки.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!

СВО
1,21 млн интересуются