Лидия* обратилась ко мне из-за своих частых вспышек раздражения, агрессии к окружающим. А также по поводу активного набора веса.
Женщине 37 лет. На работе и дома она всегда считалась приятной в общении женщиной, ответственной, инициативной, коллеги и родственники к ней любили обратиться за советом или помощью в интересных проектах.
Но в последние года два она стала более раздражительна, может сильно и часто вспылить, порой и нагрубить, о чем потом очень сожалеет.
И ещё беспокоило Лидию то, что она, стройная, легкая и даже будто изящно-невесомая в прошлом, теперь стала тучнеть, становиться более грузной.
Мы с Лидией начали разбираться в разных сторонах этой проблемы.
Говорили и о внутренних запретах и разрешениях на проявление злости и агрессии, и о своевременном проговаривании неудобных моментов, не испытывая свою терпеливость до того, что она лопается яркими вспышками.
Но самым интересным осознанием для Лидии стало вот что.
Я предложила Лидии вспомнить один из последних самых «бесячих» моментов, который вызвал очередной «выход из себя», и рассказать мне о об этом. Потом я попросила назвать те мысли, которые при этом у неё возникают, и оценить их значимость по 10-тибальной шкале. Также Лидии нужно было назвать чувства, которые вызывают указанные мысли.
Такая техника применяется в Когнетивно-поведенческой терапии.
Я работаю в интегративном подходе, используя самые подходящие в том или ином случае методы и техники эффективных современных подходов.
Мы некоторое время с большим интересом рассуждали, анализировали.
И в итоге Лидия пришла к тому, что больше всего её возмущает, волнует, раздражает и просто дико бесит в конфликтах тот момент, когда она ощущает, будто человек её не слышит, будто её нет!
Например, один коллега упорно нарушает границы, которые она не раз обозначала. Или кто-то другой из раза в раз приходит в её кабинет, присутствует при её работе и не уходит даже после явных её намёков.
«Будто меня вообще нет!» - возмущенно объясняла Лидия.
- Лидия, расскажите, пожалуйста, - попросила я, - как в детстве родители относились к Вашим просьбам, интересам? Какие вообще были отношения в родительской семье?
- Меня мама очень любила, хвалила… Но она одна нас с сестрой растила, некогда ей было особенно много с нашими интересами возиться... Мы вообще очень самостоятельные были. Сестра боевая такая, а я потише. На сестру мама часто ругалась, говорила, что та ей «треплет нервы». И я старалась маме не досаждать, быть такой помогающей, но не особенно заметной. Мама считала, что я должна хорошо учиться и быть активной в школе. И я много учила уроки и записывалась в разные КВНы и на субботники)
- Вам это нравилось?
- Не знаю даже… Не могу сказать, что нет. Иначе не стала бы.так много во всё это включаться. Но как-то особенно ничего не увлекало. Больше нравилось, что все считали, что я молодец - и в школе и дома.
- А как у Вас тогда было со здоровьем?
- В целом нормально…
- Голова только порой болела. Или живот. Но это скорее от того, что ела мало.
- А почему мало ели?
- Не хотелось… Мне нравилось, что я такая тоненькая. Я, кстати, хотела быть балериной…
- И что же? Учились танцевать?
- У нас не было хореографии в городке. И я ходила на рисование… - Лидия рассмеялась…
Наш диалог на этом не закончился. Впереди было ещё много встреч и интересной работы.
Но пока стало очевидным вот что.
Лидия привыкла расти в атмосфере, где её основными задачами было особенно «не отсвечивать», как она ёмко выразилась, и быть полезной.
Сама она, её личностные особенности, интересы, склонности не учитывались в семье.
Став взрослой, она продолжала радовать окружающих дружелюбностью и активностью в нужных сферах.
Но что-то менялось, и нам с Лидией ещё предстоит об этом поговорить, понять, что послужило своего рода «толчком» к таким переменам. Но её уже перестало устраивать такое «небытие».
Она порой ловила себя на том, что не понимает какое блюдо ей больше нравится - и в кафе могла выбрать то же самое, что и подруга. И платье до сих пор часто покупала те, которые рекомендовала мама («но ведь самой не очень видно как сидит вещь, идёт ли?..»). И такие мысли вызывали досаду и раздражение.
И вот всё больше внутренне протестовала Лидия против такого положения дел.
Её вспышки гнева случались именно тогда, когда кто-то невольно или вольно наступал ей на «больную мазоль», будто не учитывал Лидию, нарушая её границы и приберегая её мнением об этом.
И вес её в этот период начал увеличиваться - теперь Лидия, как она сама вдруг осознала, внешне ощущала себя более весомой и значимой. Хотя те же ощущения ей хотелось бы иметь, вернув прежние формы.
Я считаю, для начала Лидии достаточно понять корень своей проблемы, побыть с этим осознанием.
Почувствовать эту данность и подумать, что с ней делать.
Позже я добавила к нашим диалогам полезное упражнение, которое приведу в следующей публикации. Подписывайтесь.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Упражнение «Я ЕСТЬ. Я СУЩЕСТВУЮ»
А вам, дорогие читатели, знакомы подобные проблемы? Поделитесь своими историями и опытом в комментариях.
__________
*согласие на публикацию получено. Имена и некоторые детали изменены
Записаться ко мне на психологические консультации можно здесь в лс или в WhatsApp +7-916-694-42-28
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru