Найти в Дзене
Ника Марш

Славянских невольниц раскупали быстро

Стайка стройных светловолосых девушек старалась держаться вместе. Их привезли из разных земель, но их объединяло одно – все они были славянками, говорили на одном языке. Или на очень похожих. Привлекательные, с белой кожей, голубыми или ясными серыми глазами, они на этом рынке были нарасхват. В Кафе и в Венеции за них бойко торговались! На невольничьи рынки еще с девятого века была организована поставка девушек-рабынь. И существовал этот позорный обычай многие сотни лет! Чем моложе, красивее, крепче и здоровее была девушка, тем быстрее она уходила «с молотка». Такие ценились дороже всех! Смуглая или темнокожая стоила процентов на 30 дешевле, чем белокурая. Поэтому, если перекупщику попадалась в руки невольница со светлыми волосами, обращались с такой девушкой очень бережно. Драгоценный «товар» поставляли из польских, русских и литовских земель. И пусть вас это не смущает! Великое княжество Литовское в четырнадцатом веке – это серьезное, обширное государство, которое располагалось и на

Стайка стройных светловолосых девушек старалась держаться вместе. Их привезли из разных земель, но их объединяло одно – все они были славянками, говорили на одном языке. Или на очень похожих. Привлекательные, с белой кожей, голубыми или ясными серыми глазами, они на этом рынке были нарасхват. В Кафе и в Венеции за них бойко торговались! На невольничьи рынки еще с девятого века была организована поставка девушек-рабынь. И существовал этот позорный обычай многие сотни лет!

кадр из фильма "Орда"
кадр из фильма "Орда"

Чем моложе, красивее, крепче и здоровее была девушка, тем быстрее она уходила «с молотка». Такие ценились дороже всех! Смуглая или темнокожая стоила процентов на 30 дешевле, чем белокурая. Поэтому, если перекупщику попадалась в руки невольница со светлыми волосами, обращались с такой девушкой очень бережно.

Драгоценный «товар» поставляли из польских, русских и литовских земель. И пусть вас это не смущает! Великое княжество Литовское в четырнадцатом веке – это серьезное, обширное государство, которое располагалось и на территории нынешней Белоруссии. Поэтому девушки из этих мест тоже были православными славянками. Разумеется, попасть на рынок не мечтала ни одна из невольниц, и почти все они были пленницами.

В Крыму, например, долгое время хозяйничали генуэзцы и ордынцы, и они с большим удовольствием занимались работорговлей. Это было самое прибыльное дело в регионе. Девушек тысячами угоняли в плен, а затем выставляли на продажу в Кафе. Этот крупный город на Черном море был одним из центров торговли славянскими невольницами. Прикупить служанок или танцовщиц приезжали отовсюду. Кто-то искал прислугу для собственного дома, другие подбирали себе приятную компанию, третьи занимались перекупкой. Приобретали для дальнейшей продажи. Славянки из Кафы уплывали на кораблях в далекие земли, и оказывались впоследствии в Венеции и в Константинополе, в Марракеше и Барселоне. Везде, где имелся спрос на нежную красоту.

Одна из набережных Венеции носит название Скьявона. И оно переводится как «Рабская», иногда как "Славянская" - из-за схожести двух слов. Тянется набережная от Дворца Дожей до Арсенала и есть объяснение этому интересному названию: во-первых, на Скьявона торговали славянские купцы, во-вторых, на этой же набережной приобретали невольниц.

С учетом популярности таких служанок, стоимость их была очень солидной. Сохранился документ о покупке некоей славянки от 1429 года, где указано, что она стоила 2 тысячи ливров. В середине пятнадцатого века такая сумма была равна годовому доходу дворянина во Франции средней руки! Многие девушки поступали в услужение к знатным дамам, некоторые впоследствии становились кормилицами – считалось, что с заботой о детях они прекрасно справляются.

И кто же не слышал о такой знаменитой славянской девушке, как Роксолана? Она тоже была продана в Кафе в промежутке между 1517 и 1520 годом. Точнее установить, увы, не удалось! Как неизвестно и ее подлинное имя: Анастасия или Александра? То имя и даже фамилию, которую дают некоторые современные источники, этой девушке придумали уже много позже.

полотно О.Пилни
полотно О.Пилни

В Европе ее именовали Роксоланой, а во дворце султана Сулеймана Великолепного ее называли Хюррем. Венецианский посол Джованни Батиста Тревизано описывал ее в своем послании на родину, как «прекрасная султанша из России». И еще, по крайней мере, в двух источниках Хюррем-султан упомянута как русская. Современные попытки придать ей другую национальную идентичность разбиваются о факты – никто султаншу иначе, как русской или русинкой в то время не называл!

Среди девушек, которые жили в Топкапы одновременно с Хюррем, впоследствии появились как минимум две славянки. Такое же славянское происхождение приписывают и еще одной известной султанше – Турхан. Она жила столетием позже, стала женой султана Ибрагима I, а затем Валиде при своем сыне, Мехмеде Четвертом. Прославилась Турхан как женщина решительная, властная и очень жесткая.

Популярность славянских девушек косвенно подтверждает и письмо знатной флорентийки к своему сыну. В 1465 году она давала ему наставление, какую невольницу выбрать:

«Татарку, которая вынослива к работе? Черкешенку, отличающуюся… здоровьем и силой? Или русскую… которые выдаются красотой и сложением?».

Упоминание о славянских девушках можно встретить даже в источниках французского Руссильона! Так далеко везли свой товар из Кафы ловкие перекупщики. В столь продолжительном путешествии могло произойти всякое, но если на служанку делали ставку, то за ее здоровьем и сохранностью внешнего облика тщательно следили. Любой изъян, даже лишний синяк, мог сбить цену. В Перпиньяне, столице Руссильона, велась оживленная торговля. Из-за выгодного географического положения, эта область частенько переходила из-под власти одного королевства к другому. Но тут всегда царили свои законы, которые отталкивались только от одного принципа: делай то, что выгодно!

Вот и в Кафе было выгодно торговать еще даже в восемнадцатом веке! В 1783 году, когда Крым стал российским, город стали называть Феодосией. И с его позорным прошлым было покончено.

«Колыбельные на славянских языках можно было услышать во всех городах Средиземноморья», - писал русский историк Василий Ключевский. Этот момент отображен, например, в сериале «Великолепный век». Там Хюррем, принявшая ислам и ставшая султаншей, всё равно напевает детям песню, под которую сама засыпала, будучи маленькой девочкой.

Но, разумеется, угоняли женщин в огромном количестве, однако блестящая судьба была уготована единицам. Большинство канули в неизвестности, и даже их имена не сохранила для нас история.

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!