Найти тему

Помело. Музейная азбука от А до Я

Оглавление

История, факты, легенды, сказки

Помело - пук мочала, тряпья, ветоши, хвороста или связка прутьев, насаженные на палку (помелище), инструмент предназначенный для обметания печного пода перед посадкой хлеба.

Экспонаты комнаты русского быта и фольклора. Школа №6 г.Великие Луки

-2

Применение и история:


С помелом была связана и профессия
помельщик - тот, кто вязал и продавал помело.
В настоящее время является устаревшим понятием, часто отождествляется с обычной метлой.
Совок использовали для выгребания золы и углей.

Упоминание в народном фольклоре:


Примеры старых русских поговорок, связанных с помелом.
1. У бедного мужика борода клином, у богатого - помелом.
2. И в барском доме не без помела.
3. Врать, что помелом мести.
4. Ноги колесом, голова помелом, руки веником.
5. Вышла туторья из подполья, зачала золото загребать(помело и жар в печи.
6. В углу, за полицей сидит стар с бородой(помело).
8. У нас во дому серо поле распахано, разглажено, не сохой, не бороной, а козлиной бородой(печной под и помело).
9. Побежали на лисицу девки с кокотами (вилами), бабы с помелами(Олонецкая губ.).
10.Через помело шагать — тяжело детей рожать.

-3


В свадебной обрядности в Курской губ. отец жениха или выбранный им сват связывали помело с кочергой перед сватовством, что бы свадебный союз был крепким и надежным. Использовали помело в свадебном обряде и во время так называемых «умывок», когда свахи, наряженные чучелами, вымазанные сажей и с помелом в руках (иногда верхом на лошади), шли по деревне с кличем: «Идите нашу молодую умывать!», а также в обряде бани для молодых в первый послебрачный день.

Кроме того, помело использовали в святочных гаданиях о замужестве. На Русском Севере девушки насыпали овес под помело у печки и заклинали: «Во сне хочу увидеть своего суженого».

В субботу на масленичной неделе в Тульской, Пензенской и Симбирской губ. дети строили снежный городок с башнями и воротами. Построив, они делились на две команды: «охранителей», которые вооружались метлами и помельями, и «храбрецов» с палками в руках. Первые должны были охранять городок, последние — его отбить и разрушить. Иногда в этой игре принимали участие и взрослые, тогда она заканчивалась угощением и песнями.

В Благовещенье между заутреней и обедней хозяйке предписывалось согнать помелом кур с насеста, тогда к Пасхе они будут хорошо нестись,

В Великий четверг принято было делать новое помело (оно, по народным представлениям, обновляло печь, охраняло ее от разрушения), за ветками для его изготовления ходили с песнями в лес. Кроме того, в этот день рано утром, как говорили, «до солнышка», обнаженная женщина (обычно это делала хозяйка дома) должна была верхом на помеле объехать вокруг дома, чтобы уберечь его от нечистой силы. Во многих местах этот обряд приобрел иной смысл — его исполняли для защиты от клопов, тараканов и блох.

В Нижегородской губ. на помеле, перевозили при переезде в новый дом домового.

На Вологодчине помело или печной крюк (кочергу) выкидывали во двор, чтобы уберечься от града.


На Русском Севере помелом лечили детей от бессонницы: «Она помелом в печи пашет, потом полуночну дерет: — Что делаешь? — Полуночну деру. — Так дери, чтобы век не была».

В Мезенском уезде Архангельской губ. существовал обычай наговаривания болезней на помело.

Помело очень часто играла роль оберега, предохраняющего от сглаза, порчи, болезней. Например, был очень распространен следующий обычай - метла перед лавкой: хозяина нет. Но кроме того, метла, поставленная у входа в дом, защищала, по поверьям, от злых сил, которые могли попробовать пробраться в дом, пока хозяева не вернулись.


В русской традиции прут от метлы или вся метла служили оберегом роженицы от нечистой силы. Для этого следовало положить прут под подушки. Так же оберег можно было сделать, если прибить две скрещенные метлы перед дверью.

Еще один вариант оберега – взять две иголки (или два шипа боярышника), сделать из них равносторонний крест и поместить его в метлу. Поставив эту метлу за дверью, можно защитить дом от врагов и воров.


Оберег - не оберег, а метлу следовало использовать с осторожностью. Во-первых, новой метлой следовало помести сначала в дом, и только после этого можно было выметать из дома. Во-вторых, мести следовало внутрь, а не наружу, поскольку с пылью и сором можно было вымести достаток, удачу и деньги. Метла могла вымести не только богатство, но и добрых духов – хранителей. Поэтому, существуют запреты на подметание ночью, или на подметание в доме, где находится покойник. Во всяком случае, это нельзя делать обычной метлой. В третьих, старую метлу нельзя брать в новый дом.


Если метла используется первый раз – надо загадать желание и оно обязательно сбудется.

Интересен обряд изгнания «чужого» домового, в ходе которого женщина садилась верхом на помело, ходила по двору, стегала кнутом по его углам и читала заклинание.


Обряд вызывания дождя заключался в том, что хозяйка должна была выйти из дома и повертеть метлой над головой. (вертеть следует по часовой стрелке).


Прутиком от помела можно лечить бородавки. Сначала бородавку измеряют с помощью прутика, а потом его закапывают. Прутик сгниет, а бородавка пропадет.


Если помело положить поперек двери, так что бы часть выходила за порог, то она будет служить «дорожкой» в мир умерших, и по этому каналу можно связаться с тем миром.


Обряд очищения дома проводится на убывающую луну (в идеале перед новолунием). Специально приготовленной метлой (помело), по часовой стрелки, двигаясь от краев к центру, мусор сметается в одну кучку. После чего собирается и сжигается.

Сказочное происхождение:


В фольклоре помело служит одним из непременных атрибутов Бабы - Яги: «Ведьма в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает».
На помельях летали ведьмы на Лысую гору в Ивановскую ночь 24 июня (7 июля). Народные предания говорят о том, что, садясь на печные принадлежности - кочергу, ухват, лопату или помело, ведьмы вылетали в дымовую трубу тем же путём, каким являлись огненные змеи и нечистые духи. Ведьмино помело и само являлось обиталищем разных духов.

Народная русская сказка (Афанасьев) "Звериное молоко"

В некотором царстве, не в нашем государстве жил-был царь на царстве, король на королевстве, и были у него дети: сын Иван-царевич и дочь Елена Прекрасная. Появился в его царстве медведь железная шерсть и начал его подданных есть… Ест медведь людей, а царь сидит да думает, как бы ему спасти детей своих. Велел он построить высокий столб, посадил на него Ивана-царевича и Елену Прекрасную и провизии им поклал туда на пять лет.

Переел медведь всех людей, прибежал в царский дворец и стал с досады грызть помело.

— Не грызи меня, медведь железная шерсть, — говорит ему помело, — а лучше ступай в поле, там увидишь ты столб, а на том столбу сидят Иван-царевич и Елена Прекрасная!

Прибежал медведь к столбу и начал его раскачивать. Испугался Иван-царевич и бросил ему пищи, а медведь наелся, да и лёг спать.

Спит медведь, а Иван-царевич и Елена Прекрасная бегут без оглядки… На дороге стоит конь.

— Конь, конь! Спаси нас, — говорят они.

Только что сели на коня, медведь их и догнал. Коня он разорвал на части, а их взял в пасть и принёс к столбу. Дали они ему пищи, он наелся и опять заснул. Спит медведь, а Иван-царевич и Елена Прекрасная бегут без оглядки… По дороге идут гуси.

— Гуси, гуси, спасите нас.

Сели они на гусей и полетели, а медведь проснулся, опалил гусей полымем и принёс их к столбу. Дали они ему снова пищи: он наелся и опять заснул. Спит медведь, а Иван-царевич и Елена Прекрасная бегут без оглядки… На дороге стоит бычок-третьячок[2].

— Бычок, бычок! Спаси нас: за нами гонится медведь железная шерсть.

— Садитесь на меня; ты, Иван-царевич, сядь задом наперёд и как увидишь медведя, скажи мне.

Только что догонит их медведь, бычок-третьячок др..... — да и залепит ему глаза. Три раза медведь догонял, три раза бычок залеплял ему глаза. Стали они переправляться через реку, медведь за ними — да и утонул.

Захотели они есть, вот бычок им и говорит:

— Зарежьте меня и съешьте, а косточки мои соберите и ударьте; из них выйдет мужичок-кулачок — сам с ноготок, борода с локоток. Он для вас всё сделает.

Время идёт да идёт, съели они бычка и захотели опять есть; ударили легонько по косточкам, и вышел мужичок-кулачок. Вот пошли они в лес, а в том лесу стоял дом, а дом тот был разбойничий. Кулачок убил и разбойников и атамана и запер их в одной комнате; а Елене не велел туда ходить. Только она не вытерпела, посмотрела и влюбилась в голову атамана.

Попросила она Ивана-царевича достать ей живой и мёртвой воды. Как только он достал воды живой и мёртвой, царевна оживила атамана и сговорилась вместе с ним извести Ивана-царевича. Наперво согласились они послать его за волчьим молоком. Пошёл Иван-царевич с мужичком-кулачком; находят волчицу:

— Давай молока!

Она просит их взять и волчонка, потому что он б....., п....., даром хлеб ест. Взявши молоко и волчонка, пошли к Елене Прекрасной; молоко отдали Елене, а волчонка взяли себе. Этим не смогли его известь; послали за медвежьим молоком. Пошёл Иван-царевич с мужичком-кулачком доставать медвежьего молока; находят медведицу:

— Давай молока!

Она просит взять и медвежонка, потому что он …, даром хлеб ест. Опять, взявши молоко и медвежонка, пошли к Елене Прекрасной; отдали ей молоко, а медвежонка взяли себе. И этим не смогли известь Ивана-царевича; послали его за львиным молоком. Иван-царевич пошёл с мужичком-кулачком; находят львицу, взяли молока; она просит их взять и львёнка, потому что он …, даром хлеб ест. Воротились к Елене Прекрасной, отдали молоко, львёнка взяли себе.

Потом атаман и Елена Прекрасная видят, что и этим нельзя известь Ивана-царевича; послали его достать яиц жар-птицы. Отправился Иван-царевич с мужичком-кулачком доставать яйца. Нашли они жар-птицу, хотели было взять яйца, она рассердилась и проглотила мужичка-кулачка; а Иван-царевич пошёл без яиц домой. Приходит к Елене Прекрасной, рассказал ей, что не мог достать яиц и что жар-птица проглотила мужичка-кулачка. Елена Прекрасная с атаманом обрадовались и говорят, что теперь Иван-царевич без кулачка ничего не сделает; велели его убить. Иван-царевич услыхал это и попросился у сестры помыться перед смертью в бане.

Елена Прекрасная велела натопить баню. Иван-царевич пошёл в баню, а Елена Прекрасная послала к нему сказать, чтобы он скорее мылся. Иван-царевич её не послушал, всё-таки мылся не спеша. Вдруг прибежали к нему волчонок, медвежонок и львёнок; говорят ему, что мужичок-кулачок спасся от жар-птицы и сейчас придёт к нему. Иван-царевич приказал им лечь под порог в бане; а сам всё-таки мылся. Елена Прекрасная посылает опять ему сказать, чтобы он скорее мылся, а если он не скоро выйдет, то она сама придёт. Иван-царевич всё не слушал, не выходил из бани. Елена Прекрасная ждала-ждала, не могла дождаться и пошла с атаманом посмотреть, что он там делает. Приходит и видит, что он моется и не слушает приказания; рассердилась, дала ему плюху. Откуда не возьмись мужичок-кулачок — велел волчонку, медвежонку и львёнку разорвать атамана на мелкие кусочки, а Елену взял, привязал голую к дереву, чтоб её тело съели комары да мухи; а сам отправился с Иваном-царевичем путём-дорогою.

Завидели большие палаты; говорит мужичок-кулачок:

— Не хочешь ли, Иван-царевич, жениться? Вот в этом доме живёт богатырь-девка; она ищет такого молодца, чтоб её одолел.

Вот и пошли к тому дому. Не дошедчи немного, сел Иван-царевич на лошадь, а мужичок-кулачок сзади его, и начали вызывать богатырь-девку драться. Дрались-дрались; богатырь-девка ударила Ивана-царевича в грудь — Иван-царевич чуть-чуть не упал, да его кулачок удержал. Потом Иван-царевич ударил богатырь-девку копьём — и она тотчас свалилась с коня. Как сшиб Иван-царевич богатырь-девку, она и говорит ему:

— Ну, Иван-царевич, ты теперь можешь меня взять замуж.

Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается. Иван-царевич женился на богатырь-девке.

— Ну, Иван-царевич, — говорит мужичок-кулачок, — если на первую ночь сделается тебе дурно, то выходи ко мне; я в беде помогу.

Вот лёг Иван-царевич спать с богатырь-девкою. Вдруг богатырь-девка положила ему на грудь руку, Ивану-царевичу сделалось дурно; начал он проситься выйти. Вышедчи, кликнул мужичка-кулачка, рассказал ему, что богатырь-девка его душит. Мужичок-кулачок пошёл к богатырь-девке, начал её бить да приговаривать: «Почитай мужа, почитай мужа!» С того времени стали они жить да поживать да добра наживать.

После начала́ богатырь-девка просить Ивана-царевича, чтоб отвязал Елену Прекрасную и взял бы её к себе жить. Он сейчас послал отвязать и привесть её к себе. Долго жила у него Елена Прекрасная. Один раз говорит она Ивану-царевичу:

— Братец! Дай я тебе поищу.

Начала искать ему и пустила в голову мёртвый зуб; Иван-царевич начал умирать. Львёнок видит, что Иван-царевич умирает, выдернул у него мёртвый зуб; царевич стал оживать, а львёнок умирать. Медвежонок вырвал зуб; львёнок начал оживать, а медвежонок умирать. Лисица видит, что он помирает, выдернула у него мёртвый зуб, и как она была хитрей всех, то, выдернувши, бросила зуб на сковороду, отчего зуб и рассыпался в куски. За это Иван-царевич велел Елену Прекрасную привязать к хвосту богатырского коня и размыкать по чистому полю.

Я там был, мёд пил, по усам текло, а в рот не попало.