Эмоциональный интеллект – это наша способность осознавать эмоции и управлять ими: как своими, так и чужими.
Термин EQ (emotional quotient) придумали исследователи Джон Майер и Питер Саловей в 1990 году, а спустя несколько лет понятие популяризировал журналист Дэниел Гоулман.
Для глубокого погружения в теорию и практического развития эмоционального интеллекта можно прочитать следующие книги:
- Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Дэниел Гоулман.
Книга подойдет, чтобы разобраться в теме с нуля. Дэниел Гоулман переработал научную статью исследователей Джона Майера и Питера Саловея и простым языком объяснил, что такое эмоциональный интеллект. Автор подробно рассказывает, чем обычный интеллект отличается от эмоционального и почему обладатели последнего успешнее и богаче.
- Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. Джон Готтман, Джоан Деклер.
В книге авторы рассказывают о пяти шагах эмоционального воспитания, которые помогут лучше понимать настроение ребенка и мотивы его поведения.
- Эмоциональный интеллект в работе. Дэниел Гоулман.
Эта книга ― продолжение первого бестселлера Гоулмана. Подойдет тем, кто хочет использовать свои и чужие эмоции, чтобы построить успешную карьеру. Автор объясняет, в чем связь между эмоциональным интеллектом и успехом на работе, и дает практические рекомендации, которые помогут использовать чувства для достижения целей. Все выводы Гоулман делает на основе научных исследований и подкрепляет их реальными историями успеха и поражений.
- Эмоциональный интеллект лидера. Леонид Кроль.
Автор считает, что бизнес и эмоции неразделимы. Внутренние порывы, по его мнению, определяют минимум половину успеха в карьере, поэтому он составил целое руководство по EQ применительно к работе. Леонид Кроль учит считывать эмоции других людей, находить подход к коллегам, мотивировать команду, предупреждать выгорание и достигать целей с помощью харизмы.
- Эмоциональный интеллект в переговорах. Роджер Фишер, Даниэль Шапиро.
В острых ситуациях люди не всегда могут мыслить рационально. Книга подойдет для тех, кто хочет эффективно использовать эмоции в переговорах. Часто чувства мешают переговорщикам договориться, поэтому в своей книге Фишер вместе со специалистом по EQ Даниэлем Шапиро рассказывают, как использовать позитивные и негативные эмоции в диалоге.
- HBR Guide. Эмоциональный интеллект. Harvard Business Review, Дэниел Гоулман и др.
Сборник лучших статей Harvard Business Review об эмоциональном интеллекте. В практической части вы найдете тесты, упражнения и конкретные советы, которые помогут повысить уровень EQ. Все они рассчитаны как на владельцев бизнеса и менеджеров, так и на любых других людей, которым приходится много коммуницировать на работе.
- Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов. Энтони Мерсино.
В своей книге автор рассказывает, как использовать эмоции, чтобы мотивировать команду, раскрывать потенциал сотрудников и избегать эмоциональных срывов. Энтони Мерсино дает хорошее практическое руководство для тех, чья работа напрямую зависит от эмоций.
- Эмоциональный интеллект. Российская практика. Сергей Шабанов, Алена Алешина.
Книга подойдет для тех, кто хочет научиться использовать негативные эмоции для достижения целей. Особенность этого руководства по EQ в том, что рекомендации рассчитаны именно на российские реалии. Авторы призывают не подавлять эмоции, как нас учили в детстве, а усиливать их для достижения целей. Они считают, что даже негативные чувства могут помочь в работе, и рассказывают, как их использовать.
А вы читали какую-то из этих книг?
О значимости эмоционального интеллекта можно прочитать тут.