Апарисио Мена (Alfonso J. Aparicio Mena) родился в испанском местечке Antigüedad. Заниматься бонсай начал в возрасте 20 лет.
В 1992 году Апарисио Мена нашел дом в Вильяконнансо, муниципалитете в провинции Паленсия. Для соседей Мена сразу стал интересен тем, что был учителем школы в Педро-де-Балтанас, врачом натурпатологом и увлекался бонсай.
Его книга о бонсай была опубликована в 1994 и 1996 году. Книга, изданная в Испании и Франции со множеством фотографий работ автора называлась: «Бонсай: немного естественной поэзии» (El bonsái: un poco de poesía natural или Le bonsaï, un peu de poésie naturelle Broché).
«Культура и природа сливаются, например, в натуралистическом искусстве: бонсай, суйсеки, икебана. Бонсай - это небольшое дерево, выращенное в горшке, которое соответствует заранее установленным моделям. Художник по выращиванию бонсай с самого начала прорабатывает растение, чтобы придать ему сходство с выбранной для него моделью. Таким образом, естественное видоизменяется, «приручается», трансформируется в произведение искусства, искусственное по замыслу, но естественное как материал, живое как растение. Все это сочетается с восприятием наблюдателя и интеллектуальными ключами к пониманию произведения, которые были изучены ранее. Таким образом, бонсай, хотя и является живым, натуральным материалом, в природе не существует, он полностью искусственный. В природе могут быть более или менее маленькие деревья, но ни одно из них не является бонсай, поскольку для этого требуется вмешательство рук человека и процесс трансформации растения»
В декабре 1998 и декабре 1999 года Апарисио Мена посетил Россию. Одно из воспоминаний об одной из поездок есть на сайте Александра Виняра:
«1 января 1998 года у меня был в гостях известный испанский мастер Альфонсо Апарисио Мена. Увидев среди моих растений гинкго он возликовал, водрузил дерево в центре стола, за которым мы сидели и, поглаживая его, приговаривал: «Как хорошо, что мы встречаем Новый Год с Гинкго».
Круг проблем, который волновал самого Мена при посещении нашей страны, был гораздо более широким:
«В декабре 1998 и декабре 1999 года я посетил Россию, чтобы узнать о различных аспектах (в том числе о терапевтических, называемых рефлексологией) русской натуралистической культуры. Бывшая страна царей — это страна, движущаяся между двумя временами: прошлым, в свою очередь разделенным на недавнее советское прошлое и прошлое традиционное, окутанное националистической и культурной особенностью русской традиции; и настоящее, неоднозначное, многоцветное настоящее и «задетое крылом» глобализации. Для россиян Сибирь представляет собой двоякий образ: с одной стороны, неприятная память о лихолетье (сталинская эпоха); с другой стороны, новое открытие земли с культурами, уходящим корнями в свое происхождение».
Он вспоминает знакомство с членами клуба «Бонсай» Натальей Честник, Арташем и Еленой Ширинян, Анатолием Анненковым, Тамарой Белоусовой. Опираясь на беседы с ними, он рассказывает не о деятельности клуба, а анализирует их ответы на явно спровоцированные автором вопросы о Сибири, сравнивая ее с Мезоамерикой, которая уже представляла его научный интерес. В рассуждении он упоминает понятия «шаманская культура», ищет, явно сравнивая с результатами своих «американских» исследований, следы (распад единства) происхождения бедности, болезней и криминальных сред. Как вывод приводится потеря контакта с пуповиной своих традиций и, как следствие, к ухудшению своих физических, психологических, культурных и социальных условий.
В 1999-2000 годах Альфонсо Х. Апарисио Мена публиковал статьи о бонсай в периодическом издании «Сад своими руками». Тематика публикаций: «Формирование дикой сосны в стиле «литерати», «Березовый бонсай школы «Sho Shakan» (слегка наклонный с одним стволом)». Публикации сопровождались сериями авторских фотографий.
В 2007 году, однако, Апарисио Мена считал, что создал всего около 12 бонсай.
Но основные его публикации были связаны с защитой в 2007 году докторской диссертации «Традиционная культура здравоохранения в Мезоамерике от архаичного шаманизма до этномедицины». Мезоамерика - историко-культурный регион, простирающийся примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа.
Исследования Апарисио Мена не остановились и в 2012 году, когда он опубликовал ряд собственных статей и статей в соавторстве в стиле путевых заметок. Статьи посвящены медицине ацтеков, рынкам Мезоамерики, переходу от архаичного шаманизма к этномедицине. Кроме того, например, в 2017 году, Альфонсо Х. Апарисио Мена был в числе исследователей (Хосе Рамон Вальехо Вильялобос, Хосе Антонио Гонсалес) темы «Терапия на основе мочи человека в Испании с начала 20 века до наших дней: обзор исторической литературы и современный пример»
Он посещает Международные форумы по этномедицине, изучает древние культурные традиции испаноговорящих стран. Но и преподает в Ассоциации бонсай Альта-Месета-де-Паленсия.
Бонсай Апарисио Мена тоже рассматривает как часть этномедицины, практика которой пришла с Востока. Вот одна из зафиксированных им цитат одной из своих учениц:
«Давным-давно я почувствовала, что когда начала работать с бонсай, сразу расслабилась, ушла тревога и успокоилась. Теперь я больше не замечаю этого изменения, когда начинаю над ними работать, но это потому, что у меня больше нет такого беспокойства. Я думаю, это отчасти из-за бонсай. Что-то происходит в моем уме и в моей нервной системе. Мои эмоции смягчаются; мое тело тоже, возможно. Я тот, кто создает это состояние благополучия благодаря приятному стимулу практики выращивания бонсай. В любом случае, спасибо бонсай за то, что он получается».
А вот вывод, который он делает сам, нащупывая, вероятно, понятие «национальный» бонсай:
«В том, что мы могли бы назвать «межкультурным бонсай» (эволюция первоначальной связанной культуры в контакте с неазиатскими культурами), могут быть даны другие концепции и другие эстетические принципы, которые относительно отличаются от оригинальных японских».
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.