Ну начнем с того, что очень многие сразу говорят, что это «Скандинавы», «Викинги», ну и конечно те кто понимает языки )))) говорит правильную версию «Северные люди». А если до словно «норд» - север, «ман» - человек. Данный термин был введен западными странами Европы, для них все кто живет за Дунаем, были «норманнами».
Теперь о самом интересно, о самом раскуроченным в фильмах, книгах и даже у некоторых «историков», термин "Викинги", придуманный «людьми в рясах» )))
Это чистая выдумка и наверно одно из самых первых "медийных" проектов по "обелению" после крещения народов с побережья Балтийского моря. Когда Разбойники и пираты, должны из политических целей поставленных перед западом, называться более благозвучно "Викинг". А как еще, если данные народы усиленно стали привлекаться к "Крестовым походам" и само собой разумеющееся не могли же "пираты" с благородными рыцарями из Европы ходить в "Святые" походы. Ну начнем.
Да, сразу могу сказать, что термин "Викинг" только один раз промелькнул в хрониках истории, это к тому чтоб быть объективным. И промелькнул за долго до 12 века, когда вошел в обиход «писателей».
Это произошло в единственном авторском источнике, знающем это слово – тексте Адама Бременского "Деяния архиепископов гамбургской церкви”, понятие викинг, носит совершенно определённо отрицательный смысл.
(IV.6.): “От пиратских грабежей там (речь о датских островах Зеландия, Фюн и других) собралось много золота. Морские разбойники, которых здешние жители называют викингами, а мои соотечественники – аскоманами, платят дань королю данов взамен позволения делать своей добычей диких жителей, населяющих берега этого моря”.
Ранее Адам также упоминал аскоманов, но слово викинги при этом не употреблял:
(II. 31(29)) “В это время (речь о конце 10 века) морские разбойники, которых мои соотечественники называют аскоманны, прибыли со своим флотом в Саксонию, и разграбили всё побережье Фризии и Хадельн”.
Его же слово аскоманы происходит от Asch – “корабль, судно”, то есть, буквально это “корабельщики”.
Ну это было единственный момент, другого документа, где бы промелькнул термин "Викинг" отсутствует, может со временем, это где то еще всплывет, но по крайней мере я еще не встречал.
Продолжим, как видим красивый термин "Аскоманы" так же затерялся в истории а жаль.
Если взять вообще все хроники того времени то, ранние франкские анналы именуют грабившие их земли отряды северян такими словами как “язычники”, или “варвары”, часто также “норманны”, или “даны”, а иногда и “славяне”, “ободриты”, или “лютичи”, ибо эти племена также часто воевали с франками, в том числе ходили на их земли в союзе с соседними датчанами и тоже подпадали под понятие язычников и варваров.
А, например, чуть более поздний Титмар Мерзебургский в своей “Хронике” (начало 11 века) описывая нападения морских разбойников именует их: (IV, 24) “Execrata vero piratarum turba” (“Проклятая толпа пиратов”).
Похожей терминологии придерживаются и англо-саксонские источники: описывая жестокие нападения с моря на свои земли, они именуют нападающих “язычниками” (“pagani”), “пиратами” (“piratae”), “варварами” (“barbari”), и характеризуют их как грабителей, убийц, поджигателей, врагов христианского мира, а то и прямо – дьявольское отродье.
Интересное определение приводит английский текст "Деяния Альфреда", Ассера (начало 11 века). В связи с нападением на Англию 871–872 годов, он даёт следующую формулировку нападавшим: “exosae memoriae paganorum exercitus” ("ненавистной памяти полчище язычников").
Другое яркое выражение видим в “Хронике” Этельверда (также начала 11 века): “plebs impiissima” ("нечестивейший народ”). Кроме того, Этельверд в 994 году, лично познакомившийся с будущим норвежским королём Олавом Трюггвасоном (который до того, служил у Владимира в Киеве, а потом у Бурислава на Южной Балтике) оставил тому следующую характеристику: “rex foetidus” ("зловонный король"). Кроме того, Этельверд называет норманнов: “plebs spurcissima” ("мерзейшие из всех людей"), “plebs immunda” ("нечестивый народ"), “lues immunda” ("грязная зараза") не избегая при этом и традиционной франкских и английских выражений типа “pagani” и “barbari”.
Некоторые европейские, главным образом, английские источники, перечисляя участников нападений на Англию по этническому составу, описывают не только скандинавские племена, но упоминают и фризов, а также указывают вандалов, как в то время именуют обитателей Южной Балтики (Роджер Вендоверский, “Цветы истории”, Матфей Вестминстерский, Матфей Парижский, “Великая хроника”) и даже прямо называют лютичей и поляков! (“Церковная история”, Ордерик Виталий). («Английская хроника») в основном — даны, разбойничье войско.
Теперь вы представляете с кем имеете дело )))), так что термин «норманны» еще самый что ни наесть нейтральный. Поэтому не стоит строить иллюзию и романтическую ауру вокруг «Викинга» ))). При этом, слово викинги – не известно ни франкским, или немецким анналам, ни английским хроникам, ни каким-либо официальным документам тамошних королей. Оно не используется там никогда до 12 века. Кроме того единственного раза, который я упомянул в начале статьи.
А вот пример как стали обелять пиратов и разбойников.
Например, знаменитый шведский историк и писатель 16 века (родившийся ещё в 15), Олаф Магнус – слово “викинг” вообще не использует. Слово норманны ему известно, но вместо викинги он употребляет только латинское пираты. Однако, в переводах его работы на современный шведский язык, вместо оригинального пираты подставляется именно викинги. Так, в главах 18-27 Магнус рассказывает о дочери одного из королей гётов Альвиле, которая, чтобы избежать навязываемого ей брака с сыном короля данов, сбежала из дома и начала пиратствовать. Рассказ озаглавлен “De piratica illustrium virginium” (О пиратских походах высокородной девы), а в переводе на современный шведский язык глава называется “Om högättade ungmörs vikingatåg” (О викингских походах высокородной девы).))))
А сейчас продолжим. И продолжим о «Скандинавах» !!!
ШВЕДСКАЯ ХРОНИКА, ОЛАУС ПЕТРИ
"Во времена святого Ансгария (он был архиепископом с 865 по 888 годы.) — либо когда он находился и проповедовал в Швеции, либо несколько ранее, то есть в восемьсот сороковые годы от Рождества Христова, — собралось огромное войско из шведов, норвежцев и датчан, подобно тому как некогда собиралось войско готов. С большими силами эти люди выступили в поход; первым делом подчинили значительную часть страны вендов и предали огню Гамбург. Тогда же едва не был убит Святой Ансгарий; но он сумел спастись. Впоследствии этих людей назвали норманнами. Весьма вероятно, что эти люди и были тем самым войском дубинщиков, которое когда-то выступило в поход из наших краев — о чем до сих пор сохранилось предание. Где именно они начали собираться в войско, пока что не удалось выяснить. Однако из иноземных хроник вполне ясно — эти норманны являлись выходцами из этих трех королевств. Кроме того, весьма вероятно, что поначалу в этом полчище не у всех имелись мечи, копья и луки. Поэтому поначалу они были вооружены дубинами, покуда не удалось добыть другое оружие — поэтому их прозвали «войском дубинщиков».
ВОЙСКО «ДУБИНШИКОВ» !!! ))) вот они Скандинавские «Викинги» ))), да там есть еще и такое интересное:
"Некоторые, основываясь на старинном предании, сообщают,
что полчище гуннов вышло в поход из Швеции; однако это неверно. Ведь полчище гуннов выступило из Руси. Потому и Русь некогда называлась Хуннегорд, что там жили гунны. И вышли они оттуда более чем за двести пятьдесят лет до того как выступили в поход норманны."
Заметьте Русь до норманнов (войск дубинщиков) за 250 лет !!!
Но да ладно, это к теме не относиться. Продолжим. Если заметили, я стараюсь избегать саг и другие сказания от народа )))) Пытаюсь брать за основу хроники.
Еще есть интересное из "Житие св. Ансгария", прочитав которое ставит окончательную точку, что свее ни кого отношения к созданию Руси не имеют ))))
Житие св. Ансгария написано учеником и преемником Ансгария на гамбургско-бременской кафедре Римбертом. Он был архиепископом с 865 по 888 годы. Его свидетельства ценны тем, что он был непосредственным современником Рюрика. Кроме того, он сам лично совершил поездку в Швецию и общался со шведским королем, поэтому был достаточно осведомлен о положении дел в Швеции(Согласно 20-й главе его жития, Римберт совершил путешествие в Швецию). Житие было написано в первое десятилетие после смерти Ансгария, когда память о святом была еще очень свежа, и закончено не позднее 876 г. (год смерти Людовика Немецкого, который упоминается в тексте жития как здравствующий). Соответственно оно было написано и до смерти Рюрика в 879 году.
ЛЕВ МАРСИКАН (ОСТИЙСКИЙ) «ХРОНИКА МОНТЕКАССИНСКОГО МОНАСТЫРЯ»
II, 37. [История прибытия отряда норманнов из Нормандии в Капую, где у герцога Пандулъфа пребывал Мел.]
Этот Мел (Melus) — вернусь несколько назад — был первым и славнейшим из граждан Бари, да и всей Апулии, мужем чрезвычайно решительным и рассудительным. Когда апулийцы не могли [более] выносить заносчивости и высокомерия греков (Greci), которые незадолго до того, а именно во времена первого Оттона, пригласив к себе на подмогу данов (Dani), русь (Russi) и гваланов (Gualani), присвоили себе Апулию и Калабрию, то они в конце концов подняли восстание [во главе] с названным Мелом и с неким Даттоном (Datto), столь же высокознатным, родичем этого Мела.
[Потерпев поражение, Мел связывается с прибывшими в Капую норманнами, одерживает с ними ряд побед, но, в конце концов разбитый византийцами бежит в Германию к императору Генриху в надежде на его поддержку против греков.]
Как видим Русов ставят в одну строчку с данами. И всех называет НОРМАННАМИ. О русском корпусе на византийской службе. Хронист не указывает точных дат, но ясно, что речь идет о событиях 970-х гг., т.е. об отрядах руси в византийской армии при киевских князьях Святославе Игоревиче и/или Ярополке Святославиче. При работе над "Хроникой" Лев активно использовал "Историю норманнов" своего старшего современника, также монтекассинского монаха Амата. На труде Амата основано и повествование о Меле (Amat. I, 17-20), но цитируемых сведений о руси в византийском войске на юге Италии времен Никифора II Фоки или Иоанна I Цимисхия в единственно сохранившейся версии "Истории" — старофранцузском переводе — нет.
Кто такие "гваланы", не вполне понятно. В "Барийских анналах" в аналогичной роли упомянуты Guandali — вероятно, какие-то западные славяне. В данном случае скорее всего имеются в виду аланы, отряды которых известны в византийских войсках вплоть до эпохи Комнинов.
Не могу не привести всем известный отрывок и «Антаподосиса» Лиутпранда Кремонского, касающихся нападения русов на Константинополь в 941 году. Сам Лиутпранд не был очевидцем нападения русов, но передает рассказ со слов своего отчима, который был в этот момент в Константинополе. Относительно этнической природы русов у Лиутпранда есть два отрывка. В первом отрывке из Антаподосиса мы читаем:
1.11 «Город Константинополь, который прежде именовался Византием, ныне носит имя Нового Рима, расположен посреди свирепых народов. Ведь с севера его ближайшими соседями являются венгры, печенеги, хазары, русь, которых иначе мы называем норманнами, а также болгары;»(Habet quipped ab aquilone Hungarios, Pizenacos, Chazaros, Rusios quos alio nos nomine Nordmannos apellamus,…)
Из отрывка видно, что Лиутпранд перечисляет четыре народа, которых называет норманнами. Норманнами, кроме руси, оказались печенеги, хазары и болгары.
Этот повторятся в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей»: «Если потребуют когда-либо и попросят либо хазары, либо турки(венгры), либо также росы, или какой иной народ из северных и скифских… (εἴτε Χάζαροι εἴτε Τοῦρκοι, εἴτε και Ῥῶς ἢ ἕτερον τί ἔθνος τῶν βορείων καὶ Σκυθικῶν (De adm. 13. 24,25))»(Константин Багрянородный, Об управлении империей, 13). Как мы видим, Лиутпранд перечисляет те же самые северные народы, что и Константин Багрянородный.
Во втором отрывке Лиутпранд уже непосредственно руссов называет норманнами, но при этом поясняет, почему он это сделал.
5.15 «В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют русиос, мы же по их месту жительства зовём “норманнами”.
Ведь на тевтонском языке “норд” означает “север”, а “ман” - “человек”; отсюда – “норманны”, то есть “северные люди”. Королём этого народа был [тогда] Игорь.»
Тут я думаю и так все понятно, он подробно сам все к своему письму объясняет. Но продолжим.
ОБОЗРЕНИЕ ИСТОРИЙ, СОСТАВЛЕННОЕ КУРОПАЛАТОМ И БЫВШИМ ВЕЛИКИМ ДРУНГАРИЕМ ВИГЛЫ ИОАННОМ СКИЛИЦЕЙ
Царствование Михаила, сына Феофила.
- (Михаил III Пьяница — византийский император в 840–867 годах, сын и преемник императора Феофила (821–842).
- Официально получил власть в возрасте четырёх лет. До 856 года разделял власть со своей матерью Феодорой и ещё тремя членами совета регентов, назначенными его отцом перед своей смертью.
18. А внутреннюю часть Эвксинского [Понта] и все его побережье опустошал набегами флот россов (росы же — скифский народ, живущий близ северного Тавра, дикий и свирепый) и самому царственном) [граду] угрожал ужасной опасностью.
42. И, заключив договор с росами, он добился того, что стали они сопричастны спасительному крещению; послан был к ним и архиерей
МИХАИ́Л Пселл
"XIII. Царь Василий порицал неблагодарных ромеев, и поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавроскифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска"
А тут мы видим, что русов четко отождествляют как тавроскифами. Значит не только норманнами и русами.
«ГРАМОТА ГЕРМАНСКОГО ИМПЕРАТОРА ФРИДРИХА I БАРБАРОССЫ ГОРОДУ ЛЮБЕКУ»
"Помимо собственных установлений, подтверждаются все права, которые даровал Любеку его основатель саксонский герцог Генрих; следует перечисление норм из области судопроизводства и торговли, среди которых и следующее:] Русь (Rutheni), готы (Gothi), норманны (Normani) и прочие восточные народы (gentes orientales) пусть приходят в неоднократно упомянутый выше город (Любек) беспошлинно (absque theloneo) и без ганзы (absque hansa) и свободно уходят."
А вот обратите внимание на «исторический узелок», в котором одновременно и Русь и Готы, потом Норманны !!! Как вам такое и во времена уже ГАНЗЫ !!! Смешались эпохи?
Об этом же более ранней "Хронике" Хельмольда "готов" не было, "норманны" расшифрованы как датчане, шведы и норвежцы, а русь стоит в перечислении не на первом, а на последнем месте. Вот и кому верить? Эту хронику подтверждает следующая, но это явно переписка.
ХЕЛЬМОЛЬД ИЗ БОЗАУ «СЛАВЯНСКАЯ ХРОНИКА»
86. О построении Лёвенштадта (Lewenstat).
В те времена город Любек (Lubike) погиб в пожаре, и купцы и прочие жители города послали к герцогу со словами: «Уже давно торжище в Любеке запрещено по вашему повелению.
А герцог разослал послов в города и королевства севера — Данию (Dania), Швецию (Suedia), Норвегию (Norwegia), Русь (Rucia), предлагая им мир, дабы имели свободное сообщение [и] доступ в его город Любек.
К числу “народов севера” прямым текстом причисляет балтийских славян и Гельмольд в своей “Славянской хронике”. Приведём соответствующий фрагмент из его текста:
«Среди всех северных народов одни лишь славяне были упорнее других и позже других обратились к вере.»
Существует еще доказательства, то что основывали славяне поселения и на землях современной Швеции. Так, славянские колонии обнаружены на шведском острове Эланд и Сконе - в исторической провинции в южной Швеции. Датский летописец Саксон Грамматик (около 1140 — после 1208 года) в 16-томной хронике «Деяния данов» сообщает, что на Эланде стояли славянские дружины. Подтверждают этот факт и данные археологии.
Следует обратить внимание, что на материковой Швеции, за исключением Гётланда, практически нет захоронений «викингов», «норманнов», кто как захочет применяет этот термин. То есть главная область Швеции - Свеония, где находится Уппсала, её древний религиозный центр, и современный Стокгольм, не принимала участие в пиратских рейдах. Данный факт позволил датским ученым заявить, что шведы в эпоху викингов были земледельцами.
Не менее сенсационными являются результаты расшифровки ДНК скелетов со шведского острова Готланд, где викинги появились в 975 году. Оказалось, что подавляющее большинство останков имеет славянское происхождение.
ШВЕДСКАЯ ХРОНИКА
про Эрик VI (также Эрик Победоносныйили Эрик Сегерсэлль;швед. Erik Segersäll; умер в 995) — полулегендарный Король Швеции (970—995). Вообще у них от 6-7 полулегендарных королей ))))) Смех и только. А этот первым отличился !!! И какие года жизни? Вот Вот.
"Затем королем стал Эрик Победоносный. Его прозвали Победоносным потому, что ему сопутствовали удача и успех в войнах. Рассказывают, что он завоевал Финляндию, Эстляндию, Лифляндию и Курляндию, и удерживал их все время, покуда правил. Он воевал и с королем Дании Свеном; сначала отвоевал у него Халланд и Сконе, а затем захватил всю Данию. И король Свен бежал в Норвегию, но там его не приняли; посему он отправился в Англию, но и там не обрел пристанища. Тогда он прибыл в Шотландию, где получил убежище, и там прожил изгнанником семь лет, покуда не умер король Эрик; затем он вернулся в Данию. Здесь следует отметить, что к тому времени шведы пять, шесть раз или более подчиняли Данию Швеции — если верить всему, что написано в древних шведских хрониках. Равным образом, из Датской хроники следует: к тому времени, когда правил Эрик Победоносный, Дания семь раз подчинила себе Швецию."
И на последок. Ученый-путешественник Тур Хейердал, который занимался археологии в России и он считал, что на Дону могли остаться следы пребывания скандинавских народов, более того, что именно отсюда начинал свой путь бог Один. Проживи путешественник чуть дольше, кто знает, быть может, историю "викингов" пришлось бы переписать заново. И эти скандинавы, далеко не скандинавами бы стали )))) Теория, которую известный путешественник выдвинул за несколько лет до своей смерти, основывалась на легенде средневекового исландского историка Снорре Стурлуссона о том, что родина викингов находилась на юге, называлась Аз-Хоф и была расположена в устье реки Таны. Более двух тысяч лет назад отсюда на Север со своими воинами-асами бежал от нашествия римских легионов могучий король Огден. Учёный предполагал, что древний город подозрительно созвучен с российским Азовом, Огден с Одином, а река Дон с Таном, да и соседство с Танаисом сыграло свою роль. За время раскопок было добыто до 35 тыс. археологических артефактов разных эпох истории и это за пару лет !!!
Как по мне, то довольно интересная мысль, так как этот король скорее всего был шутник, еще тот юморист ))) Ну только подумайте заставил всех скандинавов молиться своему "копью Одину" )))) До последнего времени в скандинавии не находили ни одного идола да и капища ему ))) Но недавно нашли единственное капище, и что вы думаете? Да да. Нашли его копье, которому и молились скандинавы ))))
Жаль умер, а так бы его теорию интересно было бы рассмотреть.
На этом все удачи !!!