Найти тему
Пойдём со мной

Станционный смотритель и рояль, который стоит не меньше, чем хорошая квартира в Москве

- Ну и темень нынче, хозяева! Ни зги не видать! - пыхтя, вошёл ямщик в комнату станционного смотрителя. Он снял шапку и оббил с неё налипший снег.

- Рано темнеет, рано, и метель начинается знатная. Как бы к утру не занесло все дороги, - с поклоном отвечал смотритель. Ямщик обвёл глазами скромное жилище служащего. В углу, за тонкой занавеской, мать убаюкивала хныкающего младенца.

- Чайку изволите, чтобы отогреться?

- Премного благодарен.

- Варвара! Обслужи! - бросил Прокофий жене. - Вы пока располагайтесь, вон там, на сундуке заночуете, а я покамест с конями вашими управлюсь и вернусь.

За короткую службу на почтовой станции Прокофий быстро научился определять темперамент "постояльцев". Этот ямщик был человеком смирным, спокойным, к тому же, сильно уставшим. А бывали и такие, что за любое промедление могли съездить Прокофия по ушам, обласкать матом и потребовать жалобную книгу. Оно-то и понятно, господ понять не сложно: всю накопленную усталость и дорожные неурядицы они вымещали на смотрителя. Смотритель бывал у них виноват во всём:... Ах, да что тут говорить, вспомним А.С. Пушкина - у нашего Прокофия было примерно также:

"Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей? Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Через пять минут - колокольчик! И фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную! .."

Ямщик, напившись чаю, улёгся спать на длинном сундуке. Глубокой ночью прибыли ещё двое господ и измятый от усталости смотритель долго выслушивал их упрёки и возмущения, но в конце концов и они улеглись прямо на полу, на соломе, ведь других спальных мест в скромной комнате больше не было.

***

Будучи в Покрове, я тоже побывала в гостях у станционного смотрителя и в фантазии тут же разыгрался описанный выше сюжет, и вспомнилась одноимённая повесть Пушкина. Ощущения, скажу я вам, в музее незабываемые. Только реальные вещи тех времен, никакой бутафории. А с каким вдохновением экскурсовод Маргарита Борисовна погружала нас в историю города! Это была целая прогулка по прошлому, сопровождаемая эмоциональными и яркими рассказами экскурсовода. Все фотографии мои, только сундук, на котором спали ямщики и арестанты чуть ниже, взяты с сайта.

Далее мы заглянули в арестантскую, где содержались каторжники во время пересылки. Из Москвы до Покрова они шли в кандалах целый месяц! (а мы добрались на электричке за 2,5 часа) и были прочно сцеплены друг с другом цепями на шеях, руках и ногах. Самое страшное - если кто-то в пути умирал, а умирали часто, они продолжали свой путь, порой по несколько дней таща за собой мертвеца, ведь сцеплены были намертво. Разъединить их мог только кузнец, поэтому так и шли они до следующего селения, стоящего на тракте...

Тут же в арестантской я неожиданно узнала откуда пошло выражение "не видно ни зги". Часть конской упряжи под названием "дуга" висела слева на стене.

-3

- Обратите внимание на колечко, к которому прицеплен колокольчик, - сказала экскурсовод. - Колечко и есть зга. Поэтому когда было настолько темно, что извозчик или ямщик не видел даже этой зги, говорили: "не видно ни зги". То есть очень темно.

Это одна из версий. А вы о ней знали?

Далее мы прошли в нечто вовсе чудесное - это была лучшая покровская гостиница тех времён, заведение "для тех, кто почище". Вход в гостиницу нужно было заслужить титулом, абы кого не впускали.

-4

Обратите внимание на рояль - он выпущен фирмой F. Iohansonn и в мире их было всего 200 штук.

-5

Каким образом он оказался в доме богатого покровского купца и как смог уцелеть - неизвестно, но потомки великодушно подарили его музею. Знали ли они, что он стоит не меньше, чем хорошая квартира в Москве? Экскурсовод, как и мы, может только строить догадки.

-6

Выше - красивая дама с упакованными в чемоданы вещами собралась покинуть гостиницу.

Очень гармонично и красиво передан антураж, я в восторге!

Далее был зал, посвящённый временам СССР. Мне очень понравился этот уголок, называется "коммунальная квартира".

А это ремёсла и таланты покровской земли. Покровский уезд славился своими умельцами: лозоплетение, резьба по дереву, ткацкое искусство...

А вот и спаситель пчёл П.И. Митин.

-9

Пчеловодством он стал заниматься с простых колод. При откачке мёда все пчёлки в те времена погибали... Однажды он увидел на выставке в Москве в Политехническом музее рамочные ульи. Митин усовершенствовал конструкцию, его способом содержания пчёл пользуются до сих пор, а за свои заслуги он был награждён несколькими медалями.

Ох, да много чего ещё там было интересного! Напоследок ещё одно фото, где я ощутила себя пишущей дамой начала 20 века))

Если будете в Покрове, обязательно посетите Краеведческий музей, вам точно понравится! А вчера вот на какую красоту я набрела в ТЦ. Настоящий предосенний книгопад!

-11

Прекрасного вам выходного дня, мои дорогие подписчики!