Роскомнадзор сообщил, что его система блокировки звонков с подменных номеров «Антифрод» с момента запуска в декабре прошлого года по июль включительно предотвратила почти 400 млн звонков от мошенников. По словам РКН, в 2024-му к «Антифроду» должны подключиться все российские операторы связи.
Работает «Антифрод» следующим образом: при поступлении звонка оператор автоматически запрашивает у системы подтверждение, что вызывающий абонент действительно произвёл этот вызов. Если абонент реальный, а номер не подменный, то устанавливается верифицированное соединение. При отсутствии подтверждения оператор не пропускает вызов. В среднем мошенническая атака на абонента длится около трёх минут.
Только в июле 2023 года количество звонков с подменой номера выросло на 21% по сравнению с предыдущим месяцем и составило 72,9 млн. Всего с декабря 2022 года предотвращено 391,3 млн мошеннических звонков. К системе, по данным регулятора, уже подключились «МегаФон», МТС, «билайн» и Tele2.
По словам оператора «билайн», недавно была зафиксирована самая долгая атака за всё время наблюдений: мошенник пытался дозвониться до абонента в течение почти трёх часов и за это время совершил 1430 вызовов, при этом все звонки были заблокированы.
Для справки, «Антифрод» состоит из центрального узла, узлов верификации и узлов взаимодействия. За центральный узел и узлы взаимодействия отвечают специалисты ГРЧЦ. Узлы верификации подключаются непосредственно к операторам связи. Создавать и эксплуатировать эту часть системы будут сами операторы, а ГРЧЦ будет обслуживать их удалённо. Каналы связи между узлами системы обеспечивает Роскомнадзор. Ведомство также будет хранить и анализировать информацию о соединениях, получая её от операторов.