Перед начинающим психологом всегда стоит проблема выбора методов работы с клиентами и способов установления контакта с ними. Не всегда полученные при обучении знания гарантируют успех и результат. Стоит обратиться к опыту коллег, прошедших путь адаптации в профессии. Накопленный психологическим сообществом опыт позволяет выделить типичные ошибки начинающих психологов и существующие мифы, следование которым может им навредить.
Мифы о начале практики:
- В период обучения консультировать нельзя.
На самом деле, наличие диплома не обязательно, чтобы начать частную практику. Осваивая азы профессии, вы должны нарабатывать опыт, а без общения с клиентами это невозможно. Вот только клиенты должны быть поставлены в известность, что вы ещё учитесь. Обычно консультирование начинают с сокурсников на практике (как это заведено у нас на курсе практической психологии). Страх перед клиентом проходит уже во время обучения. Параллельно можно развивать частную практику, используя сарафанное радио. - Для начала работы нужно получить узкую специализацию.
Профессия психолога востребована в разных областях и жизненных сферах, а запросы клиентом настолько разнообразны, что проходить дополнительное обучение и специализироваться в том или ином направлении приходится постоянно. Это непросто. Мы нашли оптимальное решение, наш курс практической психологии вмещает 17 направлений психологии. Даются самые основные знания, без воды, плюс инструменты для работы, которые отрабатываются на практике. Поэтому стоит выбирать учебное заведение с большим количеством специализаций и практикой. Знания без практики ничего не дают. Свой опыт вы можете наработать только самостоятельно. - Начинающему психологу свойственно ошибаться.
Принятие этого мифа за аксиому повышает неуверенность в своих силах, влияет на самооценку и ставит дополнительные барьеры в общении с клиентом. Начинайте практиковать, делайте маленькие шаги, анализируйте своё поведение и реакцию клиента, пробуйте разные методики и техники. Помните, что «не боги горшки обжигают» и двигайтесь вперёд.
Типичные ошибки начинающих психологов:
- Работа без отдыха и выходных.
Получив такую востребованную и нужную профессию, хочется всем помочь и всех осчастливить. «Как же я могу взять выходные или уехать в отпуск, когда меня ждут мои клиенты?». Но психолог не имеет права «осчастливливать насильно», без согласия человека и сформированного запроса помогать ему и давать советы. Да и при работе в режиме «24 на 7» вы быстро израсходуете свои силы, а значит, не сможете полноценно работать. Психолог должен быть внимательным и к своим потребностям, уметь распределять и восстанавливать свои ресурсы. - Поиск скрытых смыслов в словах и поступках.
Психологические знания иногда могут мешать человеку адекватно воспринимать действительность, так как он во всём старается видеть проблемы или подтверждение психологических закономерностей. Определение и анализ ключевых слов в процессе консультирования или терапии – Один из важнейших методов работы психолога – анализ слов и действий клиента в процессе консультирования. Но, если это постоянно использовать в обычной жизни, то вы рискуете найти то, чего на самом деле нет. - Оценочное отношение к клиенту.
Психолог должен принимать клиента таким, какой он есть, оставаясь на позиции «на равных», не давая ему оценку и не навешивая ярлыки. Иначе вы не сможете адекватно воспринимать его проблемы и оказать ему необходимую помощь. Помните, что его обращение за помощью не делает вас выше, умнее или значимее, чем он. - Стремление объять необъятное.
Конечно, хочется помочь клиенту максимально быстро и полноценно, но это не всегда достижимо. В процессе терапии могут выявляться новые проблемы, но лучше сосредоточиться на основном запросе. Работать во всех направлениях, распыляться, пытаясь охватить всё и сразу, заведомо неэффективно, а порой приводит к отрицательному результату. Запрос может быть скорректирован, но только по желанию клиента в процессе совместной работы. - Желание помочь всем и самостоятельно.
Если психолог понимает, что ему не хватает знаний и опыта в данной области, стоит проконсультироваться с коллегами или перенаправить клиента к другому специалисту. Возможно, проблема медицинская, когда нужна помощь врача. Бывает вариант, когда клиент не испытывает неудобств от наличия проблемы, или он имеет настолько значительную вторичную выгоду, что не хочет расставаться со своей проблемой. Это нормальная ситуация, не стоит считать её провалом в своей работе.
Начинающий психолог должен помнить простую истину:
Каждый опытный специалист когда-то тоже был начинающим. у них получилось, а значит, получится и у вас!
Подписывайтесь на нашу группу в Вконтакте, где мы размещаем больше полезной информации https://vk.com/institut_mipp