Найти тему

И жизнь, и слёзы Николая Губенко

В силу грустного совпадения скончался известный актёр и режиссёр после долгой болезни как раз перед своим Днём рождения.

Если бы по аналогии с понятием "американская мечта" была и "мечта советская", то жизнь Николая Николаевича Губенко была бы ярким примером такой мечты - мальчик, родившийся в одесских катакомбах и воспитывавшийся в детском доме (отец маленького Коли был военным лётчиком и погиб в бою под Ворошиловградом в 1942 году, а его мать в том же году была повешена нацистами в оккупированной Одессе), стал главным режиссёром одного из самых известных в стране театров и министром.

А главное - популярным актёром и постановщиком фильмов, любимых миллионами зрителей.

-2

Она играла мать-одиночку, муж которой пропал без вести во время войны. Ирине Мирошниченко прежде не доводилось играть деревенских женщин. Даже и обратил на неё внимание Николай Губенко в драме «Дядя Ваня» (1970), где она предстала в образе аристократки. Но актёр решил, что именно на достоверно сыграет роль крестьянской женщины, и не ошибся. Третью главную роль в фильме сыграл Михаил Андреевич Глузский. Кроме трёх профессиональных актёров в фильме снялось 80 жителей деревень, расположенных под Великими Луками, где проходили основные натурные съёмки. Упомяну также, что это был единственный фильм, который Николай Губенко снял по чужому сценарию.

Тема войны, вернее - её тяжёлых последствий, звучала и в фильме "Подранки" (1976). Этот фильм для Николая Николаевича во многом был автобиографическим, ведь его герой, как и сам режиссёр, оставшись после войны сиротой, воспитывался в детском доме. В фильме был собран великолепный актёрский ансамбль: кроме самого Николая Губенко и его музы-спутницы на экране и в жизни - Жанны Андреевны Болотовой в нём снялись Юозас Будрайтис, Георгий Бурков, Александр Калягин, Ролан Быков, Наталья Гундарева, Евгений Евстигнеев, Эльза Леждей, Бухути Закариадзе, Людмила Шагалова.

Николай Губенко умел снимать не только драматические фильмы. Его картины “Из жизни отдыхающих” (1980) и

“И жизнь, и слёзы, и любовь” (1983) это фильмы из разряда тех, что я называю "негромкими шедеврами". В них, казалось бы, отсутствую какие-то яркие драматические моменты, нет напряжённой схватки антагонистов, в этих картинах, казалось бы, вообще не происходит ничего особенного, но обыденность в них сплетается в этакое "кинокружево", которым не устаешь любоваться.

И конечно же, и в этих лентах режиссёру удаётся собрать невероятно звёздный актёрский состав. Достаточно упомянуть, что в фильме "И жизнь, и слёзы, и любовь" снялся великий оперный певец Иван Семёнович Козловский и свою последнюю роль в нём сыграл Сергей Александрович Мартинсон.

Актёрские работы Николая Губенко на сцене и экране заслуживают отдельного разговора. Остановлю здесь только на одном моменте. Хотя, последним полноценным проявлением на киноэкране для Николая Губенко стала роль воспитателя интерната в фильме "Подранки", его голос звучал с экрана и после, поскольку Николая Николаевича приглашали читать в фильмах авторский текст.

Кроме того Николай Губенко “одалживал” свой голос товарищам по актёрскому цеху. И это способствовало их популярности.

Так, именно голосом Николая Губенко говорит в фильме “В зоне особого внимания” (1977) герой Михая Волонтира. И в фильмах “Цыган” (1979) и "Возвращение Будулая" (1985) поёт за героя тоже Николай Николаевич. Озвучивал Николай Губенко героев Юозаса Будрайтиса в фильмах "Подранки" (1976) и "Бархатный сезон" (1978), Регимантаса Адомайтиса в фильме "Из жизни отдыхающих" (1980) и других актёров советского кино.

В начале 1990-х Николай Губенко вернулся в кинематограф в качестве актёра, чтобы сыграть в фильме Леонида Филатова, который тот ставил по своей же повести "Свобода или смерть". Но в 1993 году из-за состояния здоровья Леонида Алексеевича, который в своём фильме ещё и играл главную роль, съёмки были остановлены и больше нее возобновлялись.

Владимир СОРОКИН