Кто был в Абхазии, знает в каком состоянии находится там железнодорожная инфраструктура (и вообще инфраструктура). Кто не был - сообщаю, что в республике фактически нет ни одного целого вокзала и целой железнодорожной станции. Это последствия конфликта 1992-1993 гг. и последующего периода нестабильности. Но забравшись на восток, я неожиданно наткнулся на необычайное место.
Станция Тамыш поражает своей ухоженностью и создаёт ощущение полностью рабочего объекта, хотя поездов здесь не было очень давно. Это заслуга 75-летнего мужчины Гиви Зантария, который не сломался и продолжает на собственные средства поддерживать объект, в надежде, что пассажиры когда-нибудь вернуться. Я повстречал Гиви и узнал его историю, о чём делюсь с публикой в данной записи.
Несмотря на то, что Абхазия давно открыта, а в последние пару лет испытывает приток туристов, восток республики до сих пор малоизвестен. В сети отсутствует описание и даже фото многих замечательных мест, к которым несомненно относятся и удивительные вокзалы черноморской железной дороги.
Когда-то важнейшая магистраль страны, соединявшая Россию с Грузией, Арменией и остальным Закавказьем, где проходили десятки транзитных составов, превратилась в полузаброшенную тупиковую ветку. Линия деэлектрифицирована, станции закрыты, поезда не ходят. Десятки километров на границе вообще разобраны.
Чтобы заполнить пробелы, автор решился пройти пешком на восток от Сухума по цветному коридору с кривыми рельсами, через густые леса, малярийные болота, покинутые сёла и, конечно, бывшие станции.
Но что я вижу? Целая горловина, незаросшая платформа, симпатичное необлупленное здание и даже горящий свет фонарей. Вдалеке бегают свинки и щебечут птицы.
Я не поверил своим глазам. Первая мысль - кто-то занял вокзал и живёт здесь. Вторая - приспособили под миниотель и сдают приезжим, ну нет, кто будет снимать жильё так далеко от моря?
Пока я рассуждал на тему на квадроцикле подъехал старик и захромал мне на встречу.
- Гиви, улыбается человек.
- Безымянный.
- Ну как тебе здесь?
- Прекрасно. Что это за место? Вы здесь живёте?
- Да живу, в родном доме в селе, а это станция Тамыш, я вроде тут самый главный (и единственный).
И старик принялся увлечённо рассказывать о месте, железной дороге и своей работе, мне оставалось только успевать задавать вопросы, чтобы направить его речь в нужное направление.
Фабула повествования такова:
Гиви Канович Зантария почти 75 от роду, живёт в селе Тамыш республики Абхазия. Наш герой с детства грезил поездами, часто проводил время у железной дороги. Эта любовь сделала его проводником пассажирских поездов. Позже Гиви даже закончил учебное заведение в Тихорецке и имеет диплом по специальности «Вагонное хозяйство».
В 1992-1993 гг. в ААССР остро разразился военный конфликт. Настали тяжёлые времена. Тамыш, как и большую часть Абхазии в первые дни войны захватили Грузинские войска и ополченцы. Гиви вступил в ряды абхазских сил и защищал горный город Ткуарчал, целый год находившийся в жёсткой блокаде (см. осада Ткварчели). Абхазии удалось победить, но страна была опустошена и фактически уничтожена.
Родное село сожжено, Гиви стал инвалидом, потерял сына, многих родственников и работу всей его жизни. До сих пор Абхазия и железнодорожное сообщение не восстановились.
Но Зантария, честный сын своей родины, не сломался и не озлобился. Железнодорожника в 1994 попросили присмотреть за станцией Тамыш. Дело было не такое простое - в 90-е и нулевые по стране бродили банды мародёров и грузинских диверсантов. Именно поэтому все станции Абхазии находятся в руинированном виде, даже в тех местах, где не велись боевые действия. Все, кроме Тамыша!
Даже в нулевые и десятые, когда вообще всё движение на железной дороге Апсны полностью прекратилось, Зантария продолжал фактически бесплатно ходить на работу. И спустя 30 лет он по-прежнему заботится о станции, порученной под его ответственность! Он тратит на её содержание даже собственные средства и многое делает собственноручно, несмотря на инвалидность. Вокзал действительно стал его вторым домом!
Здание поражает своей ухоженностью в сравнении с остальной разрухой. Оно единственное подобное в Абхазии и во вселенной, сооружено по индивидуальному проекту. Более того оно выглядит симпатичней, чем 99% станций РЖД, на которые уходят немалые суммы, но на выходе обычно безликая казёнщина в убогих цветах.
Весьма уютно и по-домашнему здесь. Вот что значит подходить к своей работе с любовью. Перед перроном даже разбит сад, цветник, в оформлении замечены всякие приятные мелочи. "Я люблю по-своему вкусу всё делать", - говорит старик.
По словам ветерана, вокзал построили после ВОВ пленные немцы. До начала 90-х здесь могло проходить почти два десятка поездов в день - в Ереван, Тбилиси, Москву, пригородные и грузовые. Во время нестабильности 90-х здание было повреждено, аппаратура испортилась, станция вышла из строя. Зантария по возможности привел всё в порядок: покрасил стены, вставил стёкла, сделал уборку территории. Не дал разграбить оборудование, хотя сейчас оно и не работает. Сопротивлялся деэлектрификации линии.
В первую половину существования нового Абхазского государства, АЖД находилась в блокаде, здесь ничего не ездило кроме пары электричек, потом отменили и их. Редкий-редкий грузовой поезд из нескольких вагонов для миротворцев на границе 2-3 раза в месяц мог проползти мимо.
Зантария не терял надежды, что спустя время оборудование, которое он смог уберечь от вандалов, восстановят, а лесной Тамыш снова будет принимать пассажиров.
И частично его надежды оправдались. В 2022 году станция возобновила свою работу. В порт Очамчиры, в 10 километрах отсюда, из России стали возить уголь на погрузку в Турцию. На станции может остановиться поезд для скрещения или отстоя, когда маленький порт заполнен и не может справиться с нагрузкой. Поезд Гиви неизменно встречает и провожает.
Мужчину официально назначили начальником станции и положили небольшое довольствие (на данном этапе где-то 23 000 рублей, не самая маленькая в Абхазии ЗП).
Гиви хорошо относится к России, он понимает что ЖД заработала благодаря РФ, к у управлению Абхазской железной дороги (Аԥсны Аихамҩа) тоже хорошо относится, рад, что его не забыли, и даже начали выделять средства на содержание вокзала.
Абхазские железнодорожники (по крайней мере те, с которыми я общался) тоже его знают, высказывались о нём с уважением.
Мне всегда были очень симпатичны такие неравнодушные люди. Как говорил классик "не стоит село без праведника и город без святого". Вот и железная дорога Абхазии может на нём и держится только, кто знает? Бог тоже любит подобный подход.
Одна из улиц села Тамыш переименована в честь фамилии Зантария.
"Я болею, но вот иду на работу, и мне как-то даже легче становится, как я люблю железную дорогу", - поделился Гиви.
"Да что, там, когда поезд проходит вдалеке, дома я если лежу, мне уже приятно". Присовокупляет он с улыбкой.
Не побоюсь сказать, что это прозвучало очень мило.
До "эпидемии" Гиви регулярно раз в год ездил в качестве пассажира на поездах по России. Недалеко. "Не могу я без железной дороги, душа радуется, как в поезд садишься". Я рассказал ему, что по маршруту Мск - Спб ходит высокоскоростной поезд Сапсан, который в теории мог бы проехать всю Абхазию за один час. Удивляется.
Несмотря на плохие (даже никакие (полное отсутствие)) отношения с Грузией, Зантария всё равно верит, что когда-то транзитное сообщение возобновится и вокзал снова заполнится пассажирами. Ждёт, когда снова пойдут поезда. Хотя бы пригородный из Сухума. Дай Бог, чтобы дождался.
Когда какой-нибудь случайный курортник забредает с далёкого пляжа на станцию, он видя всё это думает, что здесь есть пассажирское движение.
"Пол часа назад" - неизменно отвечает Зантария, на вопрос когда ушёл поезд.
Только окончательная темнота вынудила меня перестать снимать великолепную станцию Тамыш и её полноправного владетеля. Я желаю ему процветания, всех благ, всего наилучшего, гармонии и благодати, и, конечно, чтобы он дождался в здравии пассажирского поезда, и откланиваюсь, растворяясь в тьме.
Удивительно, что единственный приличный вокзал Абхазии - это не столичный Сухум, не курортная Гагра или не непринимавшая участие в боях Гудаута. Это глухой разъезд Тамыш в разгромленном селе ближе к грузинской границе, где не каждый день появляется лишь короткий грузовой. Инвалид-старик, единственный железнодорожник здесь, и начальник, и стрелочник и дежурный сумел добиться почти невозможного только благодаря любви к железной дороге и своей родине.
На таких и держится земля. Наш герой продолжает верить в светлое будущее родины и трудится на её благо. Этот человек заслуживает того, чтобы о нём знали и прославили хотя бы также как его родственников.
Поэтому, лайк, репост, комментарий, подписка. Если вам нравится, что я делаю, по желанию также можно поддержать по 4893 4702 7888 9453. Спасибо!
Месяц Абхазии в ДП, нетипичный обзор многогранной территории. Места, персоналии, события и т.д.
Главная запись про ЖД Абхазии здесь: