Мы уже рассмотрели историю рождения первого самолёта европейского концерна лайнера A300, и теперь плавно переходим к его наследнику A310. Внешне он почти неотличим от своего предшественника и по множеству характеристик очень ему близок. Так зачем создавать два почти одинаковых самолета?
В процессе разработки самолета A300 было принято большое количество рискованных решений. Риск этот был необходим, так как в то время в мире доминировали американские и советские авиапроизводители, и чтобы бросить им вызов, нужно было иметь серьезные преимущества новых европейских самолетов. Главная инновация A300 были двигатели, точнее их количество. Два двигателя против 3 и 4 у конкурентов. Логика тут простая: меньше двигатели, меньше расход топлива, более дешевые полеты, больше денег. Все бы хорошо, но мир не идеален. Разработка самолета — это всегда компромисс. Хочешь, чтобы самолет летал далеко - залей больше топлива, то есть делай его тяжелее. Хочешь большую пассажировместимость - сделай его больше, то есть еще тяжелее. Более тяжелый самолет требует большую тягу, а значит, больше двигателей. А300 был экономичен и вёз много пассажиров. И заплатили за это дальностью. Самолет летал на семь тысяч пятьсот километров. Цифра вроде приличная, но для широкофюзеляжного лайнера это как-то скромно. 3-двигательные американцы летали на 9-10 тысяч километров.
A300 имела множество модификаций, среди которых была версия A300B-10, которая летала дальше. Но было одно "но". Версия B-10 имела укороченный фюзеляж и за счет этого меньшую массу и большую дальность. Но все остальное у него было старое. Например, крыло от обычного A300 для него было уже слишком большим. Подъемной силы столько уже, вроде как, не надо. А весь этот металл извольте все равно таскать на себе. А лишний вес — это лишняя тяга, расход топлива. И вот мы снова возвращаемся к деньгам. Еще один привет пришел от Великобритании. Помните, я рассказывал, как они героически ушли из концерна? Они также героически создали свой концерн «British AeroSpace» собрали в него своих авиапроизводителей и ничего больше не смогли сделать. По стране ударил экономический кризис, и на создание новых самолетов денег не оказалось. А тут еще великие и ужасные British Airways заявили, что хотят обновить парк и купить большое количество перспективных американских лайнеров будущих Boeing 767.
В 1978 году Airbus анонсировал проект A310, задача которого была доведение концепции A300 до совершенства. Он должен был получить слегка укороченный фюзеляж и новое более эффективное крыло. К новшествам можно отнести стильные углеродные тормоза шасси, а также первые законцовки крыла - винглеты. Вообще вопросы решались довольно быстро, благо на модификациях А300 народ уже натренировался. Самолет сразу заказали Lufthansa и SwissAir. А чуть позже к ним подключились Air France, Iberia. Планировалось создать две версии A310-100 для региональных перевозок меньшей дальности и A310-200 для трансконтинентальных полетов. Движки - американский General Electric и Pratt & Whitney. Очередная попытка Rolls-Royce влезть в проект в очередной раз успехом не увенчалась. A310 был очень похож по своим системам на A300-600R, самую далеко летающую версию A300. Именно с унификацией этих двух самолетов началась семейственность линейки Airbus. Кто-то скажет, что одинаковость самолетов — это скучно, но для авиакомпании это счастье. Можно спокойно пересаживать экипажи с одной модели на другую с минимальным переобучением.
A310 впервые оторвался от земли в 1982 году. К этому моменту он уже имел заказы на 181 самолет от 15 авиакомпаний, что для того времени было очень круто. Однако модель 100 оказалась непопулярной, и от нее отказались. Вместо версии 100 с уменьшенной дальностью появилась версия 300 с дальностью еще больше, чем планировалось изначально. Естественно, A310 имел грузовые модификации.
A310 был шикарным самолетом, но его век оказался недолгим. Козырь двухдвигательного лайнера был отыгран, и в 1981 году родился его прямой конкурент - Boeing 767. Но концепция никуда не делась. Спустя некоторое время появились лучшие детища европейца в этом классе - A330, и он никуда уходить не собирается. Всего было поставлено 255 лайнеров A310, несколько десятков из которых до сих пор летают. Вот такая вот история о дедушке всех современных Airbus.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие статьи.