6 августа 1934 года скончался советский поэт Константин Никитич Митрейкин. Его имя ныне известно во основном благодаря стихам Маяковского:
Кто стихами льёт из лейки,
Кто кропит, набравши в рот –
Кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки
- кто их к чёрту разберёт!
После этого имя Митрейкина стало нарицательным...
Константин Митрейкин родился в Симбирске в 1905 году. В конце 1920-х перебрался в Москву, где опубликовал сборники «Штурм неба», «Боевая лирика», «Я разбиваю себя». Печатался в «Литературной газете». Был конструктивистом.
Евгений Евтушенко написал о Митрейкине: всё же мне кажется, у Митрейкина остались нераскрытые возможности. Бесследно исчез. Не он один.
Из творчества Митрейкина:
Блестя, как негры, венские стулья,
Квадрат за квадратом, идут в атаку
На сцену, где в сумраке сером, сутулясь,
Пюпитры стоят сиротливой ватагой!
А заканчивается стихотворение так:
И рядом со мной – нелюбимое тело –
Остывшие стулья, да сгусток измены.
Так вот почему горячились фаготы,
Виолончели ревниво звучали…
Как старые письма, забытые ноты
На тёмных пюпитрах желтеют печально.
Досталось от Маяковского еще и Анатолию Кудрейко. Был такой поэт. Окончил Московский институт тонкой химической технологии. Начал печататься с середины 1920-х годов. Участник Великой Отечественной войны. Автор сборников стихов. Много переводил украинских, белорусских, болгарских, чешских и польских поэтов. И, видимо, злая ирония Маяковского Кудрейко никак не впечатлила...
Впрочем, сам Маяковский кончил плохо. Иначе и быть не могло. Он разочаровался и в революции, и в том, что происходит в России. И его самоубийство было обдуманным – предсмертную записку поэт написал за два дня до рокового выстрела.
Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят —
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
Маяковский был честным человеком. В те времена не каждый мог себе это позволить. Эта «роскошь» доступна только мужественным и сильным людям...
Константин Митрейкин умер в 29 лет. Его прах помещен в стене-колумбарии московского Нового Донского кладбища. Рядом стоит невысокое надгробие розового гранита с размашистой надписью «Александр Родченко». Знаменитый художник-авангардист, дизайнер! Он, кстати, вместе с Маяковским входил в так называемый «Левый фронт искусств». «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Этот рекламный слоган и ныне красуется на 1-м советском небоскребе на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков. Текст Маяковского, исполнение Родченко.
Родченко ныне весьма популярен на Западе. Его там знают гораздо больше, чем, скажем, многих наших художников-передвижников... А Митрейкина не знает почти никто...