Привет, киноманы!
Решила глубже копнуть в современный российский кинематограф и работы его представителей. В память засел давний просмотр фильма Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Подумала, что давно ничего о нем не слышала. А после просмотра картины Бориса Хлебникова «Снегирь» очень хотелось досмотреть все пробелы из его творчества. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что первая полнометражная работа обоих режиссеров - это совместная картина. Так я решила пересмотреть все фильмы (их немного) у Попогребского, тем более, что анонсированы съемки его картины «Самая большая луна», а потом уже вернусь к Хлебникову.
1.«Коктебель» (2003), Россия
Моя оценка на КП 7/10
Рейтинг КП 7.0/IMDb 6.9
По сюжету отец и сын отправляются в путешествие из Москвы в Крым. Коктебель-конечная точка, удивительная мечта, на пути к которой герои пройдут через леса, поля, дожди и ветры, встретят отзывчивых людей и плохих, будут останавливаться и буксовать, потому что к цели нужно идти постепенно. Но, на самом деле, Коктебель - это неосязаемое чувство свободы, которое отец поселил в мальчике всего одним рассказом о горе, с которой можно взлететь в небо.
Не делая аванса и скидки на то, что это первый полнометражный фильм у обоих режиссеров, смотрела его с пристальным вниманием. Потому что фильм с первых кадров захватывает операторской работой и уносит в атмосферу поздней осени, когда воздух полон запаха сжигаемой листвы, небо подернуто дымкой или разряжается сильным ливнем, под ногами чавкает мокрая земля, прилипая к резиновой обуви. Сразу вспомнилось детство на даче, когда идешь в лес за последними грибами, но больше надышаться осенним воздухом перед первым выпавшим снегом. Тепла уже нет, но и зима еще только подступает. За городом виден первый редкий снег, который тает на преющей, не остывшей земле.
Долгие планы путешествия героев на фоне пустого леса с опавшей листвой; бескрайних полей; горизонта, граничащего с бледно-голубым небом; пожухлой желто-коричневой листвы на черной земле; серого марева в воздухе и примятой травы напомнят зрителю, что лето подходит к концу. И осень наступит очень быстро.
После зимовки героев оператор сменит цветовую палитру и атмосферу на южную, солнечную, ослепляющую, не давящую тучами и низким небом, а наоборот, обнадеживающую, когда можно вздохнуть полной грудью, расправить крылья и взлететь.
Путешествие отца и сына похоже на встречу двух братьев с отцом в картине Звягинцева «Возвращение». Они - близкие и родные, но в то же время далекие друг другу люди, между которыми есть разногласия, недопонимания, разные цели и интересы. Они чужды и далеки, хотя долго идут рядом. И эта тема отцов и детей напоминает зрителю, как часто родители зациклены на себе, своих потребностях и желаниях, им абсолютно нет дела до детей, которым нужна любовь, внимание и понимание. Согласитесь, не все дети, которым родители посеяли в голове веру в мечту или цель, могут дойти до нее самостоятельно. Особенно в юном возрасте.
Отмечу персонажа Саныча в фильме, который сначала дает временный приют путникам, затем работу, еду и пропитание, а позже становится простым собутыльником папы, у которого появляются отговорки не ехать дальше, а временно затормозить. Чем все заканчивается? Белочкой и ссорой - как и у всех пьющих «друзей». Но смысл не в этом. Как родитель быстро меняет свою мечту и надежду сына на физическую сиюминутную потребность - забытье, отраву и кратковременное удовольствие, забывая о большом предназначении и родительских обязанностях.
Картина затрагивает вечные, не теряющие актуальности темы, напоминая зрителю, что нужно идти к мечте, несмотря ни на какие преграды.
Фильм был показан на многочисленных фестивалях и получил Специальный приз жюри на ММКФ в 2003 году.
2.«Простые вещи» (2007), Россия
Посмотреть за год последнюю роль Сергея Пускепалиса в фильме «Доктор» и картину, за которую он получил награды «Открытие года» на кинопремии Ника и «Лучшая мужская роль» на кинофестивале в Карловых Варах, - отдать дань уважения актеру
Моя оценка на КП 7/10
Рейтинг КП 7.1/IMDb 7.0
Доктор из Питера получает выгодное предложение от пожилого пациента: нужно ставить уколы некогда известному артисту. Старик вздорный и сварливый, но врач соглашается, так как накануне вся жизнь пошла кувырком. Операция прошла неудачно, по дороге домой отобрали права, свидание с медсестрой не сложилось, дома жена сказала, что беременна, а дочь ушла жить с каким-то неизвестным типом. Что делать простому мужику, когда еще и живешь в коммуналке?
Есть разные фильмы о врачах, медицине и призвании. В этом году, например, выходила картина «Дыхание», которая совсем не тронула, а наоборот, вызвала негодование и разочарование после просмотра. Все потому, что без души.
Фильм Попогребского, наоборот, подкупает своей простотой, жизненностью, реалистичностью, какой-то приземленностью и правдивостью. Веришь, что может на простого мужика свалиться куча проблем в один день. И кажется, что выхода из каждой ситуации нет и не появится. Проникаешься его бедами, сомнениями, мытарствами, сочувствуешь, но не знаешь, как помочь. Вертишь в голове рой мыслей: как жить дальше? Что делать? За что? Почему?
Фильм, в первую очередь, о простых людях. И потом уже о простых вещах: бытовухе, работе, личной жизни, неурядицах, отношениях. Он о каждом из нас, поэтому окажется понятным и близким зрителю.
3.«Как я провел этим летом» (2010), Россия
Три Серебряных медведя Берлинского кинофестиваля: два за Лучшие мужские роли (Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис) и один за выдающиеся художественные достижения оператору Павлу Костомарову. Номинация на Золотого медведя, к сожалению, была упущена Алексеем Попогребским.
Моя оценка на КП 8/10
Рейтинг КП/IMDb 6.9
Начальник полярной станции и его молодой стажер - одни на острове в Северном Ледовитом океане. Подходит к концу их вахта, скоро мужиков заберут на большую землю. Единственная возможность общаться с ней - это радиосвязь, по которой они передают наблюдения. Однажды парень получает сообщение для начальника, но не знает, как поступить с этой вестью. Последние дни на острове становятся судьбоносными для напарников.
Абсолютный визуальный шедевр, который показывает и доказывает, как многогранна природа в нашей стране. Суровый Чукотский край, где проходили съемки, завораживает и гипнотизирует. Оператор с большим наслаждением фиксирует для нас каждый день, проведенный на севере, наблюдая за состояниями окружающего мира: непередаваемые закаты, холодный воздух, вода и льды, ветер, флора и фауна острова, ловля рыбы. Повторяющиеся будни в суровом регионе скрашиваются пейзажами и видами вокруг.
Но тягость, строгость, лютость климата и режима работы вырабатывает определенные черты характера героев: принципиальность, твердость, местами, жестокость, упрямство и властность. Герои угрюмы, грубы, неприветливы, неразговорчивы, мрачны и сердиты. Здесь нет места мягкости, посредственности, слабине и уступкам.
И режиссёр ставит зрителя на место каждого из героев. Сначала: как бы мы поступили, получи трагическое сообщение для напарника? А потом: что бы мы сделали, осознав эту весть в рамках всей продолжительности жизни и ее дальнейшего смысла для второго героя?
События, которые разворачиваются на острове после получения сообщения, - это настоящая борьба, схватка, противостояние героев между собой, но и внутри себя. Каждый из них переживает, пожалуй, самые тяжелые дни, часы в своей жизни. Вызов человеческим возможностям - выжить в диких условиях Севера. Поединок с самим собой: остаться человеком, понять, простить, отпустить или защищаться, нападать, мстить и причинять боль?!
Драма на грани триллера не только о том, как выжить, но и остаться человеком, сохранив все важные качества по отношению к человеку, с которым вы заперты и ограничены одним островом, одной будкой, одним столом для работы. Потому что грань взаимоотношений и общения очень тонкая и хрупкая.
***
Что из перечисленного смотрели?
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.
Другие отзывы: