Найти в Дзене
КиноМария

3 отличных фильма режиссера Алексея Попогребского, которые стоят вашего внимания

Оглавление

Привет, киноманы!

Решила глубже копнуть в современный российский кинематограф и работы его представителей. В память засел давний просмотр фильма Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Подумала, что давно ничего о нем не слышала. А после просмотра картины Бориса Хлебникова «Снегирь» очень хотелось досмотреть все пробелы из его творчества. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что первая полнометражная работа обоих режиссеров - это совместная картина. Так я решила пересмотреть все фильмы (их немного) у Попогребского, тем более, что анонсированы съемки его картины «Самая большая луна», а потом уже вернусь к Хлебникову.

Постер к фильму «Как я провел этим летом»
Постер к фильму «Как я провел этим летом»

1.«Коктебель» (2003), Россия

Моя оценка на КП 7/10

Рейтинг КП 7.0/IMDb 6.9

По сюжету отец и сын отправляются в путешествие из Москвы в Крым. Коктебель-конечная точка, удивительная мечта, на пути к которой герои пройдут через леса, поля, дожди и ветры, встретят отзывчивых людей и плохих, будут останавливаться и буксовать, потому что к цели нужно идти постепенно. Но, на самом деле, Коктебель - это неосязаемое чувство свободы, которое отец поселил в мальчике всего одним рассказом о горе, с которой можно взлететь в небо.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Не делая аванса и скидки на то, что это первый полнометражный фильм у обоих режиссеров, смотрела его с пристальным вниманием. Потому что фильм с первых кадров захватывает операторской работой и уносит в атмосферу поздней осени, когда воздух полон запаха сжигаемой листвы, небо подернуто дымкой или разряжается сильным ливнем, под ногами чавкает мокрая земля, прилипая к резиновой обуви. Сразу вспомнилось детство на даче, когда идешь в лес за последними грибами, но больше надышаться осенним воздухом перед первым выпавшим снегом. Тепла уже нет, но и зима еще только подступает. За городом виден первый редкий снег, который тает на преющей, не остывшей земле.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Долгие планы путешествия героев на фоне пустого леса с опавшей листвой; бескрайних полей; горизонта, граничащего с бледно-голубым небом; пожухлой желто-коричневой листвы на черной земле; серого марева в воздухе и примятой травы напомнят зрителю, что лето подходит к концу. И осень наступит очень быстро.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

После зимовки героев оператор сменит цветовую палитру и атмосферу на южную, солнечную, ослепляющую, не давящую тучами и низким небом, а наоборот, обнадеживающую, когда можно вздохнуть полной грудью, расправить крылья и взлететь.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Путешествие отца и сына похоже на встречу двух братьев с отцом в картине Звягинцева «Возвращение». Они - близкие и родные, но в то же время далекие друг другу люди, между которыми есть разногласия, недопонимания, разные цели и интересы. Они чужды и далеки, хотя долго идут рядом. И эта тема отцов и детей напоминает зрителю, как часто родители зациклены на себе, своих потребностях и желаниях, им абсолютно нет дела до детей, которым нужна любовь, внимание и понимание. Согласитесь, не все дети, которым родители посеяли в голове веру в мечту или цель, могут дойти до нее самостоятельно. Особенно в юном возрасте.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Отмечу персонажа Саныча в фильме, который сначала дает временный приют путникам, затем работу, еду и пропитание, а позже становится простым собутыльником папы, у которого появляются отговорки не ехать дальше, а временно затормозить. Чем все заканчивается? Белочкой и ссорой - как и у всех пьющих «друзей». Но смысл не в этом. Как родитель быстро меняет свою мечту и надежду сына на физическую сиюминутную потребность - забытье, отраву и кратковременное удовольствие, забывая о большом предназначении и родительских обязанностях.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Картина затрагивает вечные, не теряющие актуальности темы, напоминая зрителю, что нужно идти к мечте, несмотря ни на какие преграды.

Фильм был показан на многочисленных фестивалях и получил Специальный приз жюри на ММКФ в 2003 году.

2.«Простые вещи» (2007), Россия

Посмотреть за год последнюю роль Сергея Пускепалиса в фильме «Доктор» и картину, за которую он получил награды «Открытие года» на кинопремии Ника и «Лучшая мужская роль» на кинофестивале в Карловых Варах, - отдать дань уважения актеру

Моя оценка на КП 7/10

Рейтинг КП 7.1/IMDb 7.0

Кадр со съемок
Кадр со съемок

Доктор из Питера получает выгодное предложение от пожилого пациента: нужно ставить уколы некогда известному артисту. Старик вздорный и сварливый, но врач соглашается, так как накануне вся жизнь пошла кувырком. Операция прошла неудачно, по дороге домой отобрали права, свидание с медсестрой не сложилось, дома жена сказала, что беременна, а дочь ушла жить с каким-то неизвестным типом. Что делать простому мужику, когда еще и живешь в коммуналке?

Кадр со съемок
Кадр со съемок

Есть разные фильмы о врачах, медицине и призвании. В этом году, например, выходила картина «Дыхание», которая совсем не тронула, а наоборот, вызвала негодование и разочарование после просмотра. Все потому, что без души.

Фильм Попогребского, наоборот, подкупает своей простотой, жизненностью, реалистичностью, какой-то приземленностью и правдивостью. Веришь, что может на простого мужика свалиться куча проблем в один день. И кажется, что выхода из каждой ситуации нет и не появится. Проникаешься его бедами, сомнениями, мытарствами, сочувствуешь, но не знаешь, как помочь. Вертишь в голове рой мыслей: как жить дальше? Что делать? За что? Почему?

Кадр со съемок
Кадр со съемок

Фильм, в первую очередь, о простых людях. И потом уже о простых вещах: бытовухе, работе, личной жизни, неурядицах, отношениях. Он о каждом из нас, поэтому окажется понятным и близким зрителю.

3.«Как я провел этим летом» (2010), Россия

Три Серебряных медведя Берлинского кинофестиваля: два за Лучшие мужские роли (Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис) и один за выдающиеся художественные достижения оператору Павлу Костомарову. Номинация на Золотого медведя, к сожалению, была упущена Алексеем Попогребским.

Моя оценка на КП 8/10

Рейтинг КП/IMDb 6.9

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Начальник полярной станции и его молодой стажер - одни на острове в Северном Ледовитом океане. Подходит к концу их вахта, скоро мужиков заберут на большую землю. Единственная возможность общаться с ней - это радиосвязь, по которой они передают наблюдения. Однажды парень получает сообщение для начальника, но не знает, как поступить с этой вестью. Последние дни на острове становятся судьбоносными для напарников.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Абсолютный визуальный шедевр, который показывает и доказывает, как многогранна природа в нашей стране. Суровый Чукотский край, где проходили съемки, завораживает и гипнотизирует. Оператор с большим наслаждением фиксирует для нас каждый день, проведенный на севере, наблюдая за состояниями окружающего мира: непередаваемые закаты, холодный воздух, вода и льды, ветер, флора и фауна острова, ловля рыбы. Повторяющиеся будни в суровом регионе скрашиваются пейзажами и видами вокруг.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но тягость, строгость, лютость климата и режима работы вырабатывает определенные черты характера героев: принципиальность, твердость, местами, жестокость, упрямство и властность. Герои угрюмы, грубы, неприветливы, неразговорчивы, мрачны и сердиты. Здесь нет места мягкости, посредственности, слабине и уступкам.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И режиссёр ставит зрителя на место каждого из героев. Сначала: как бы мы поступили, получи трагическое сообщение для напарника? А потом: что бы мы сделали, осознав эту весть в рамках всей продолжительности жизни и ее дальнейшего смысла для второго героя?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

События, которые разворачиваются на острове после получения сообщения, - это настоящая борьба, схватка, противостояние героев между собой, но и внутри себя. Каждый из них переживает, пожалуй, самые тяжелые дни, часы в своей жизни. Вызов человеческим возможностям - выжить в диких условиях Севера. Поединок с самим собой: остаться человеком, понять, простить, отпустить или защищаться, нападать, мстить и причинять боль?!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Драма на грани триллера не только о том, как выжить, но и остаться человеком, сохранив все важные качества по отношению к человеку, с которым вы заперты и ограничены одним островом, одной будкой, одним столом для работы. Потому что грань взаимоотношений и общения очень тонкая и хрупкая.

***

Что из перечисленного смотрели?

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.

Другие отзывы: