Думаю, эта статья будет хорошим началом пути в Яндекс.Дзен. Я решил совместить приятное с полезным. Дело в том, что о The Cranberries и Dolores O'Riordan я уже написал две статьи во ВКонтакте.
Казалось бы, переслушал всё, отобрал самое интересное, исследовал это поле вдоль и поперёк. Не тут-то было. Такие исполнители особо дороги мне. Почему так? Потому что проходит несколько месяцев, лет, ты сидишь за компьютером вечером и решаешь послушать всю дискографию любимых исполнителей. Слушаешь её, пропускаешь неудачное, продолжаешь слушать удачное и вот одна песня добивается смыкания каких-то нервных окончаний. Ты замираешь, глаза немного расширяются, рот приоткрывается, и вся жизненная энергия направлена на уши, чтобы расслышать каждый звук. Подобных ощущений я испытал достаточно с момента написания последней статьи в ВК. И сейчас у меня снова появилась возможность поделиться накопленными ощущениями.
Дополнительное удивление вызывали песни с Долорес О'Риордан в качестве приглашённой певицы. Я сейчас не о супергруппе D.A.R.K. , а о фитах. У неё много хороших фитов, и даже их я не упомянул в статьях. Делать третью статью во ВКонтакте можно было бы, но есть несколько причин:
- я как будто поставил точку в описании своего ощущения группы и Долорес,
- не хотелось бы частить этим на своей странице и создавать впечатление Сизифа, который не может отпустить The Cranberries,
- вторую статью ВКонтакте "Долорес О'Риордан. Дополнение" я уже задумывал как ответвление от "Любимых ирландских групп". Новая статья была бы ответвлением ответвления - тоже сомнительная и может даже графоманская затея.
Здесь же мои мысли о The Cranberries появятся впервые. Классифицировать песни я решил по времени суток: в какое время я впервые был удивлён услышанной песней. К каждой композиции постараюсь добавить комментарий, что я чувствовал при прослушивании, опираясь только на свои знания, тройку сайтов и свою душу. Получается такая сугубо субъективная статья. Предлагаю вам провести целый день с голосом и чувствами Долорес О'Риордан всего за 21 песню.
Утро
Sunday
У меня так совпало, что я её послушал утром и она звучала так, как будто была создана для утра. Сначала темп медленный - человек отходит ото сна. Потом звучит голос - человек возвращается в реальность через зыбь сна. Далее идут барабаны, темп резко увеличивается - это начало утра, человек встаёт с кровати и идёт на кухню. А далее проигрыш, к темпу активно присоединяются ранее медленные скрипки. Под конец все инструменты активно, бодро звучат и кружат - наступает новый день. И смысл песни похожий, головокружительный. "You're spinning me around", "You mistify me" - "ты кружишь меня", "ты кружишь мне голову". Но The Cranberries не были бы собой, если бы не внесли в песню драмы. Это не просто беззаботное воскресенье влюблённой пары, а ещё и прощальное воскресенье. "Wanna leave me behind", "Does he really have to go?" - "хочешь оставить меня", "он правда должен уйти?". От этого собственно струнные и ревут в конце песни, знаменуя конец отношений и начало нового серого мира без прежней любви. И можно было бы уйти молча, уйти со скандалом, а лирический герой принял решение попрощаться светло. Он пришёл к девушке домой в воскресенье и сделал для неё это воскресенье особенным. Начать статью с этой песни было чертовски удачным решением (это пишу я, перечитывающий статью спустя неделю).
Time is ticking out
Почему эта песня хороша? Она хороша местами. Мне нравятся рок-гитара и часы в начале. Это звучит как отдельная композиция несмотря на простоту. Далее идёт сигнал, похожий на звонок будильника. Хотя, если ознакомиться с текстом, можно решить, что это часы судного дня. Текст песни и прост, и сложен. С одной стороны - вечная романтическая истина - любовь спасёт мир. С другой - суровая реальность, более конкретная чем метафоричное зло: "Что насчёт Чернобыля? Что насчёт радиации? Мы не знаем", "Наверное, мы уже испортили озоновый слой. Интересно, волнует ли это политиков". А красной нитью в песне идёт мысль, что время идёт, а проблемы остаются нерешёнными. Вау-эффект был достигнут при прослушивании утром какого-то солнечного месяца, от мая до июля. Лично у меня начало песни и фраза "Time is ticking out" регулярно крутятся в голове, когда я иду куда-то.
Still can't
Человеческая природа любит контрасты. Например, я уверен абсолютно, что актёры комедийного жанра в жизни меланхолики будь здоров, а драматические актёры - весельчаки до мозга костей. Эта песня с самого начала передаёт грусть. Но солнечное утро, в которое я услышал эту песню, стало ещё солнечнее. Главными катализаторами выступают струнные. Больше сказать нечего - в сонное солнечное утро, часиков в 11, эта песня хорошо начинает день. Вообще я стал замечать, что именно грустные песни способствуют продуктивности. Грустным ты отдаёшь своё уныние, сонность, лень, пессимизм и очищаешься. Поэтому музыку часто рекомендуют в качестве терапии психологи.
Never grow old
Песня продолжает мою мысль о меланхолической мелодии. Для меня это произведение до сих пор остаётся большим открытием, душа нараспашку. Она впервые была услышана утром, который плавно перетекал в день. Тихий, душевный и романтический монолог. "Никогда не состаримся" - надеется лирическая героиня. Понятно, что она хочет не вечной молодости, а вечной любви. Песня особенно трогательная, потому что Долорес О'Риордан получила вечную любовь поклонников и так и не состарилась, закончив свой путь в 46 лет.
День
What you were
Звучание всех песен первого студийного альбома 1993 года мне нравится. Приятно звучит гитара, эхо красивое. Эту я услышал, вероятно, в середине дня после обычного учебного дня, условно, в 3 часа дня. Примечательна в ней стабилизация состояния, ритм медленный как мантра идёт куплет, а потому начинается припев "What you were I couldn't say". Аккорды там те же самые, только голос выше, поэтому в песне возникает эмоциональный пик, который не выбивается из мелодии. В середине дня What you were послушать приятно, если пришёл после работы домой, согрел обед (какие-нибудь макароны по-флотски), сидишь, ешь и никаких глобальных дел дальше не предвещается. По смыслу песня ровно такая же как Still Can't.
Wake me when it's over
Последний альбом The Cranberries и первый одинаково ценны для меня. Эта песня небыстрая, всего 93 удара в минуту, и мелодия красивая. Припев тоже цепляющий, как в What you were - пара фраз и 4 ноты - фа диез, ми, соль, ля - вот вам и песня, которую легко напевать по дороге в какой-нибудь краеведческий. Ещё хотел подметить проигрыш "Watch the rain drop", он ведь тоже цепляющий. Пауза после первого слова и перед последним, демонстрирующая ритм. И сами слова односложные, в отличие от "over", которое протянулось на 8 ударов в припеве. Если бы "over" было сделано как в проигрыше, оно бы звучало "o o o ve e e e er". Такая сумма звуков не годится. Но в "Watch the rain drops" показана гармония и по мелодии, и по смыслу. Песня хоть и мрачная, но не нацелена на саморазрушение. Поэтому и дождь в проигрыше появляется в знак смирения. "Разбуди меня, когда это кончится", ведь началось что-то не то. Тучи закрыли небо и пошёл дождь, плохое время уже началось, а значит и решение уснуть неизменно.
No need to argue
Я помню, что слушал эту песню раньше и не включил её в список интересных из альбома "No need to argue". Она мне показалась монотонной, серой - не цепляла. Просто в один день её удалось расслышать и признать. Её надо слушать только в определённом состоянии и обстановке. Если кругом тихо-мирно, если солнце освещает всё не жёлтым, а белым светом, если ветер слегка обдувает вас, если вы настроены на низкие ноты органа, можно включить. Тогда эта песня раскроется.
The glory
А вот эта песня стала для меня настоящим открытием. До сих пор чувствую себя прибитым гвоздями, когда слушаю её. Она очень искренняя, осмысленная, романтическая. И музыка соответствующая. Перевод песни только подтвердил мои ощущения, за исключением времени года. Хотя конец осени в Ирландии может соответствовать началу осени в наших широтах. Моя картинка на припеве такая:
Начало осени, сентябрь. Стоят последние солнечные дни, когда зелень не такая насыщенная, как летом, но уже глядит на тебя с прощальной улыбкой. Частный одноэтажный дом, с фундаментом, без террасы. Близится закат, всё заливает рыжим солнечным светом. Тёплая погода, начинается очень мелкий дождь. Лирическая героиня, озабоченная чем-то, слышит стук в дверь, открывает. На пороге стоит её возлюбленный. Коричневый пиджак, брюки, белая рубашка - костюм для визита в ресторан. В руках букет роз. Крупный план на один из бутонов - его слегка покрывают мелкие капли дождя. Герой смотрит на девушку, в глазах только любовь и блеск - The Glory.
Ты
С букетом роз
И только блеск в твоих глазах.
Придёт зима,
И в снегопад
Я буду помнить блеск в глазах.
Блеск в глазах.
Tomorrow
Начало и куплеты находились в одной плоскости, поэтому сначала мне песня не приглянулась. Мелодия сначала тоже не привлекала, потом я её смог сыграть на укулеле - было несложно, но интересно. А вот когда начался припев, стало интересно. "Too young, too proud, too foolish" - "слишком молод, слишком горд, слишком глуп". Эта фраза спета с особым чувством. Просто так как я не native speaker, мне трудно проникнуться лирикой. Но я понимаю, что поётся с чувством и в комментариях другие люди подтверждают, что это не просто ноты, а мысли и слова. Поёт один человек фразу - не берёт за душу, вступает Долорес - "goosebumps" (мурашки). В отличие от многих других песен The Cranberries, эта направлена на созидание: "мне бы хотелось изменить день", "тебе надо пойти со мной", "тебе надо поверить в меня". Это не воспоминания о прошлом или описание настоящего, а прогноз будущего. И не зря песня называется Tomorrow - "завтра", это ключевое слово.
I will always
Песню I will always я услышал ближе к вечеру где-то 3 года назад. Она показалась простой, даже в этой статье есть несколько подобных: what you were, them, not sorry. Интересным показался припев. Он тоже прост по смыслу: "я буду всегда рядом с тобой, ты будешь это понимать". А с точки зрения мелодии припев - очевидная мантра, причитание, мол "запомни". Итого четыре строфы, на каждую четыре соседствующие ноты: ми-ре-фа-ми. В соединении со словами и чувством, которое Долорес несёт в песне, получается интересно и захватывающе. Вообще главное достоинство представляемых песен - это ни слова, ни музыка, а эмоция. Все представленные песни я почувствовал, так как музыкальной грамоте не обучен и не все английские слова разбираю.
This is the day
Эту песню я услышал практически в конце дня. Дело в декабре одного из годов. После прослушивания вечером надо было ехать на предновогодние встречи. И я, шагая к остановке в зимних ботинках по тротуару, покрытому плиткой и ледяной коркой, уставившись на канализационный люк, про себя напевал: "They will save you. Stay!" - "Они тебя спасут. Стой!". Первый раз я услышал эту песню в live-версии, а не студийной. Просто я искал живые концерты и нашёл передачу Supersonic на MTv в Италии. Там-то и была впервые услышана "This is the day" в рамках презентации альбома "Wake up and smell the coffee". Ох, какой там был акцент на рок-гитаре и барабанах! Эта версия для меня лучше студийной и тем более предпочтительнее клипа.
Вечер
Not sorry
Эта песня "с душевным грузиком". Заметно уже в названии. "Not sorry" - "Не жаль". Текст песни я не смотрел до написания этой статьи, но, прочитав его, я подтвердил догадки, хоть и не ожидал, что будет развёрнута такая драма. Здесь повторяется цикл несчастной любви: кто-то врёт, кто-то плачет, кто-то скучает. А страдает из-за всего слепо любящая героиня. Но после очередного цикла вуаль спала и она говорит: "I'm not sorry if I detest you" - "Мне не жаль, что я тебя ненавижу". Вот это нерв. И повторяющаяся фраза "keep on looking through the window again" - "снова гляжу в окно" - наталкивает на разные мысли. Может быть героиня намеревается что-то сделать с собой, может она ищет взглядом того мужчину, сжимая кухонный нож в руке, а может быть она просто глядит в ночное небо, освободившись от оков невзаимной любви, и по её щеке стекает первая настоящая слеза радости. Лучше, чтобы эта песня оставалась песней, а влюблённые понимали друг друга и жили в гармонии. Меня лично задела мелодия. Повторюсь, что звучание песен первого альбома The Cranberries (каковой Not sorry и является) мне очень импонирует.
Íosa
На неё изначально не возлагалось надежд, потому что я не видел её в составе альбомов. Может быть Íosa выпускалась в качестве би-сайд трека, не знаю. Но эффект от песни был впечатляющим. Услышав её первый раз, я нуждался в ней около недели. Íosa играла в ушах и днём, и вечером просто потому, что это магия. Название песни переводится как "Иисус". Это первая и, насколько мне известно, единственная песня на ирландском у группы. Меня захлестнула волной музыка вместе с чувствами. Не было понятно ни одного слова, но это было очень мелодично. Интуитивно понятно, что песня о грустном, как будто скорбь и сожаление.
Them
Эта песня идёт в комплекте с предыдущей. Они обе играли у меня несколько дней подряд и в обеих есть магия. Только эта более спокойная - всего 28 ударов в минуту. Меня даже не интересовало о чём она. Чётко были слышны фразы "Don't listen what they say", "Walk away" - "не слушай их", "уходи". Этих слов достаточно, чтобы понять призыв отвлечься от мирской суеты. Особенно красиво, как на "walk away" Долорес спела в верхнем и нижнем регистрах. Именно этот момент вызвал мурашки, потому что обычно Долорес редко идёт в верхний регистр, но если идёт, это очень чисто. Мне опять же нравится гитара с особой обработкой, характерной для песен первого альбома, и тон песни, картинка, которую хотели нарисовать.
Waiting In Walthamstow
У этой песни, как и у песни Roses из того же альбома, атмосфера благородного прошлого. И обе песни романсового характера. Roses я и перевёл в соответствующем ключе. Только в Waiting in Walthamstow, на мой взгляд, повествование ведётся от взрослой знатной женщины из столичного города. Струнные навеяли такую картину:
18 век. Люксембургский дворец. Ночь, тёмно-фиолетовое небо. Свет горит в каждом окне. Приём у графини Д. подходит к концу, гости танцуют вальсовый котильон. Только хозяйка вечера отошла в другую комнату, отклонив все предложения на танец. В своей комнате она достаёт из ящика письма своего давнего возлюбленного и перечитывает их. Она вспоминает, что когда-то познакомилась с ним на другом приёме, танцевала котильон с ним, и он пообещал ещё увидеться с ней. После долгой переписки между ними возникло время и место - Уолтемстоу. Графиня жаждала этой встречи, но в Уолтемстоу случилось обстоятельство, из-за которого она так и не встретилась с возлюбленным. Она поёт об этом дне, пока гости смеются, прощаются друг с другом, благодарят за вечер. На моменте "You were waiting there for me" графиню, взрослую стойкую женщину, накатывают чувства и "me" она обрывисто напевает на четыре такта: "me e e e".
Pathetic Senses
Эту песню я послушал вечером, а потом пошёл к друзьям в гости и напевал её на кухне, пока они готовили ужин. Я сейчас её легко набрал на фортепиано:
фа / фа ми ре ми до соль до
ми / ре ми фа
фа / фа ми ре ми до соль до
ми / ре ми соль фа
Она полна энергии и темпа (145 ударов в минуту). Однако она полна и драмы: "Love is a distruction, maybe you should have died" - "Любовь - это разрушение. Может, тебе надо было умереть". Быстрый темп обманчив. Это доказывает, например, песня Delilah - от текста тоже на душе не радостно. Тем не менее главным был темп - звёздный час барабанщика. Вообще я считаю, что у каждой группы должен быть свой быстрый трек. У The Script, например, мне нравится за темп Rusty halo (там 154 удара).
Pure love
И вот мы добрались до совместного творчества. Эта песня записана вместе с итальянской рок-группой Zucchero, всё-таки у Долорес О'Риордан что-то связано с этой страной. Ведь она однажды даже спела "Аве Марию" с самим Лучано Паваротти. Возможно, всё из-за похожих флагов. В песне мне нравится всё, красивый проигрыш, неоднородный куплет, припев в виде товарищеского вопля. Она одновременно заставляет и пуститься во все тяжкие, и погрустить в уголочке. Рассмотрим пару фраз: "if not tonight" - "если не сегодня", "we will never get this moment back again" - "мы больше никогда не вернём то время". Их же можно прочувствовать и как рокер, и как меланхолик, хотя, процитирую классика, это две крайности одной сущности. Мне больше нравится второй припев, когда все слова звучат в чётком ритме. Нет запоздалых "moment back again", а есть "mo-|ment|back a-|gain".
Senza fiato
Плод сотрудничества с ещё одной итальянской рок-группой. Её я точно слушал глубоким вечером и остался под впечатлением. У этой песни есть клип, тоже пригодный для просмотра. Это одна из разворачивающихся песен. Чтобы такую услышать, нужно иметь терпение, время, готовность почувствовать чужую историю. А история эта трагическая. С текстом я тоже не знакомился, но, очевидно, что это про расставание. Это понятно хотя бы по красиво спетой несколько раз фразе "get out of my head" - "убирайся из моей головы". Подытожу, что эта песня - музыкальная демонстрация того, как взмах крыльев бабочки может вызвать цунами.
Ночь
Mirror lover
Наступает ночь, время иллюзий, психодела, шугейзинга. Но также это и время, в которое душа более восприимчива к энергии, потому что это время сна (биологически). Это неожиданный трек с участием Долорес О'Риордан, потому что он сделан в нехарактерном жанре - евротрансе. Мне понравилось, что каждая фраза "a mirror lover" там, где желалось - вот что называется остинато. И начало куплета какое! Будто прогулка по ночному небу над неспящим городом. А вторая вещь, которая мне понравилась, это проигрыш со второй минуты - эдакий ледокол, пытающий прорваться через виртуальный мир, где звук дискретен. Длится трек 6 минут, в него не нужно вслушиваться. Пытаться его расслушать - это всё равно, что пытаться расслушать дятла в лесу. Надо просто существовать с этим звуком. Меня этот трек поддерживал в разных работах, иногда ставил на фон.
Я обожаю Анджело Бадаламенти. Прекрасный композитор, одни только саундтреки к Твин Пиксу чего стоят. Мне нравятся его саундтреки к Простой истории Линча (Straight Story), наверное самая трогательная работа. А эта песня, композитором которой он является, стала саундтреком к фильму "Эвиленко". "No way out" - начало песни и тревожная мелодия говорят о том, что ситуация безвыходная. Он - Эвиленко, аллюзия на Чикатило, психически болен, ему не выбраться из ловушки собственного разума. Они - жертвы Эвиленко, обречены на смерть, если как-то будут с ним контактировать. Дальше мелодия растёт, голос становится выше - происходит убийство, одно из нескольких, но такое же жестокое как и остальные. Затишье. Последние слёзы перед осознанием. Всё сделано. Белым дымом подростков покидают души - angels go to heaven. Песня очень тяжёлая, учитывая, что сегодня нет ни композитора этой песни, ни исполнительницы. Это последние секунды жизни, отражённые в песне, мучительные секунды. Такое в сердце сразу попадает и режет без ножа.
(They long to be) Close to you
Закончить бы хотелось на спокойной ноте. Эту песню я впервые услышал буквально перед сном и посчитал её своей колыбельной. Тихая гитара, потом немного чего-то наподобие губной гармоники. И песня такая простая, романтическая. Героиня будто сидит на пороге своего дома, смотрит, как клин птиц летит на юг, и напевает эту песню.
Заключение
Спасибо вам за прочтение статьи. Буду рад, если вы подпишетесь на этот канал и порекомендуете другим эту статью. Также выражайте свои мысли по поводу подборки и The Cranberries в целом, поставив статье лайк или дизлайк и написав комментарий. Плейлист с упомянутыми песнями (кроме Angels go to heaven) можете увидеть ниже.