Видимо, такие опасения высказываются с тех пор, как существует школа. Мы вот воспитываем правильно, но кто же не знает, что на втором десятке лет более значимым становится авторитет сверстников? А сверстники всякие бывают...
И ведь не поспоришь - так и есть! Но школу не "отменишь".
У меня в руках книга "Хороший тон" с длинным подзаголовком: "Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной". Петербург, издание Германа Гоппе, 1881 год.
Много в этих рекомендациях забавного. Смешны они не сами по себе, а просто потому, что жизнь изменилась неузнаваемо. Однако какой кладезь для писателя или режиссёра! Столько "мелочей", которые и составляют портрет эпохи: обстановка гостиной, ставить в которую сервант - дурной тон; содержимое рабочей корзинки, которая у светской дамы должна быть при себе почти всегда (неуместна только на концерте),
Приличный вид за чайным столом... Специальное "чайное платье" без корсета, если за столом "все свои"!
Вот, скажем, вспомнит ли сейчас кто-нибудь, кому положена первая порция каждого блюда за обедом? Это зависит от того, есть ли в семье прислуга.
Если да - первая порция подаётся хозяйке, а хозяйка уже наделяет гостей, потом супруга, потом гувернантку (учителя), и в последнюю очередь - детей.
Если же семья попроще и на стол подаёт сама хозяйка, первая порция - мужу: дети должны видеть, кто в семействе кормилец. И в любом случае дети - в конце стола. На периферии семьи.
Да, детям следует давать всё самое лучшее, что только может обеспечить семья, но нельзя, чтобы они это понимали, чувствовали, что ради них чем-то жертвуют.
Как можно меньше дети должны слышать разговоры взрослых. С двух лет их место - детская комната.
Хороший тон в воспитании - это то, что переоценить невозможно. Умственное развитие важно, и книга даёт конкретные рекомендации, но воспитанность для дошкольника едва ли не важнее: она позволяет уживаться с людьми. Любыми. А для школы это едва ли не важнее знаний.
Очень важны "общественные игры" - "они способствуют к искоренению своенравия, капризов и непослушания, принуждая ребёнка подчинять свою волю законам игры". Школа и воспринимается поначалу как большая игра, играть в которую нужно по правилам.
А так как "в числе детей могут быть многие, имеющие дурное влияние на сверстников", родителям надлежит хотя бы первое время принимать участие в играх на равных. "Снизойти до ребёнка, чтобы возвысить его до себя".
Нельзя наказывать ребёнка при чужих, нельзя даже делать ему замечаний - самолюбие и у малышей болезненно, дети и так чувствуют своё бесправие в мире "больших". Но не менее досадный промах родителей - хвалить своего ребёнка при чужих. Ведь скорее всего, ваших восторгов перед его талантами никто не разделит, и опять-таки самолюбие ребёнка будет ущемлено.
И очень важно, чтобы ребёнок считал родителей лучшими из людей. Как можно дольше. И не так уж это сложно: следите, что вы говорите, и как. Надо ли уточнять, что уважение к родителям убивается там, где в доме "раздор и ссора", неприятные сцены?
Там, где родители позволяют себе кого-то обсуждать за глаза, и тем более, злословить?
"В разговорах своих родители и воспитатели должны употреблять избранные, благородные выражения, и ребёнок, сам того не замечая, станет их употреблять. Естественность, настоящий хороший тон, может быть достигнут исключительно примером".
Отправив ребёнка в школу, усилия следует УДВОИТЬ. Потому что школа, увы, всегда ПРОТИВОВЕС, грозящий переделать всё сделанное. Задача школы - не воспитывать, а учить. Влияние на воспитание она, конечно, имеет, но скорее отрицательное.
Неприличные выражения, которых ребёнок до сих пор не употреблял, он принесёт из школы - ведь там сходятся "разнородные слои общества". Немало придётся приложить трудов, уничтожая следы "вредного влияния школьной атмосферы".
Но если дома "благородное обращение" - норма, то для ребёнка оно нормой и останется, а влияние школы будет болезнью роста. Способом утвердиться среди сверстников-подростков. Бравадой.
Став взрослым, в своей собственной семье, ваш сын будет говорить с вашими внуками так, как с ним говорили вы.
(А я ведь это чувствовала. Когда мой сын-первоклассник принёс из школы перлы изящной словесности, спросила: дома что-нибудь подобное слышал?
- Нет, но это же пацанский язык, так все говорят!
- А самому-то тебе нравится? Нет? Так дом - это место, куда не тащат то, что не нравится. Подворотню нам с тобой не переделать, но не превращаться же в подворотню самим?
Дошло... С приятелями по-пацански, дома - по-русски. Теперь он уже взрослый, и ничем ненормативным давно не грешит. А кто грешит - те, по его мнению, просто застряли в "пацанстве", никак не поумнеть!)