Найти тему
Наталья Баева

Испортят мне ребёнка в школе...

Видимо, такие опасения высказываются с тех пор, как существует школа. Мы вот воспитываем правильно, но кто же не знает, что на втором десятке лет более значимым становится авторитет сверстников? А сверстники всякие бывают...

И ведь не поспоришь - так и есть! Но школу не "отменишь".

У меня в руках книга "Хороший тон" с длинным подзаголовком: "Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной". Петербург, издание Германа Гоппе, 1881 год.

Много в этих рекомендациях забавного. Смешны они не сами по себе, а просто потому, что жизнь изменилась неузнаваемо. Однако какой кладезь для писателя или режиссёра! Столько "мелочей", которые и составляют портрет эпохи: обстановка гостиной, ставить в которую сервант - дурной тон; содержимое рабочей корзинки, которая у светской дамы должна быть при себе почти всегда (неуместна только на концерте),

-2

Приличный вид за чайным столом... Специальное "чайное платье" без корсета, если за столом "все свои"!

-3

Вот, скажем, вспомнит ли сейчас кто-нибудь, кому положена первая порция каждого блюда за обедом? Это зависит от того, есть ли в семье прислуга.

Если да - первая порция подаётся хозяйке, а хозяйка уже наделяет гостей, потом супруга, потом гувернантку (учителя), и в последнюю очередь - детей.

Если же семья попроще и на стол подаёт сама хозяйка, первая порция - мужу: дети должны видеть, кто в семействе кормилец. И в любом случае дети - в конце стола. На периферии семьи.

-4

Да, детям следует давать всё самое лучшее, что только может обеспечить семья, но нельзя, чтобы они это понимали, чувствовали, что ради них чем-то жертвуют.

Как можно меньше дети должны слышать разговоры взрослых. С двух лет их место - детская комната.

-5

Хороший тон в воспитании - это то, что переоценить невозможно. Умственное развитие важно, и книга даёт конкретные рекомендации, но воспитанность для дошкольника едва ли не важнее: она позволяет уживаться с людьми. Любыми. А для школы это едва ли не важнее знаний.

Очень важны "общественные игры" - "они способствуют к искоренению своенравия, капризов и непослушания, принуждая ребёнка подчинять свою волю законам игры". Школа и воспринимается поначалу как большая игра, играть в которую нужно по правилам.

-6

А так как "в числе детей могут быть многие, имеющие дурное влияние на сверстников", родителям надлежит хотя бы первое время принимать участие в играх на равных. "Снизойти до ребёнка, чтобы возвысить его до себя".

Нельзя наказывать ребёнка при чужих, нельзя даже делать ему замечаний - самолюбие и у малышей болезненно, дети и так чувствуют своё бесправие в мире "больших". Но не менее досадный промах родителей - хвалить своего ребёнка при чужих. Ведь скорее всего, ваших восторгов перед его талантами никто не разделит, и опять-таки самолюбие ребёнка будет ущемлено.

И очень важно, чтобы ребёнок считал родителей лучшими из людей. Как можно дольше. И не так уж это сложно: следите, что вы говорите, и как. Надо ли уточнять, что уважение к родителям убивается там, где в доме "раздор и ссора", неприятные сцены?

-7

Там, где родители позволяют себе кого-то обсуждать за глаза, и тем более, злословить?

"В разговорах своих родители и воспитатели должны употреблять избранные, благородные выражения, и ребёнок, сам того не замечая, станет их употреблять. Естественность, настоящий хороший тон, может быть достигнут исключительно примером".

Отправив ребёнка в школу, усилия следует УДВОИТЬ. Потому что школа, увы, всегда ПРОТИВОВЕС, грозящий переделать всё сделанное. Задача школы - не воспитывать, а учить. Влияние на воспитание она, конечно, имеет, но скорее отрицательное.

-8

Неприличные выражения, которых ребёнок до сих пор не употреблял, он принесёт из школы - ведь там сходятся "разнородные слои общества". Немало придётся приложить трудов, уничтожая следы "вредного влияния школьной атмосферы".

Но если дома "благородное обращение" - норма, то для ребёнка оно нормой и останется, а влияние школы будет болезнью роста. Способом утвердиться среди сверстников-подростков. Бравадой.

-9

Став взрослым, в своей собственной семье, ваш сын будет говорить с вашими внуками так, как с ним говорили вы.

(А я ведь это чувствовала. Когда мой сын-первоклассник принёс из школы перлы изящной словесности, спросила: дома что-нибудь подобное слышал?

- Нет, но это же пацанский язык, так все говорят!

- А самому-то тебе нравится? Нет? Так дом - это место, куда не тащат то, что не нравится. Подворотню нам с тобой не переделать, но не превращаться же в подворотню самим?

Дошло... С приятелями по-пацански, дома - по-русски. Теперь он уже взрослый, и ничем ненормативным давно не грешит. А кто грешит - те, по его мнению, просто застряли в "пацанстве", никак не поумнеть!)