Едем дальше. Сразу поражает дорога: покрытие ровное, все обочины скошены до самого Архангельска, а это больше полутысячи километров. Наша Гранта шутя идёт 120-130, а при обгонах и до 140 (да простит меня ГИБДД), благо камер очень мало. Да и откуда им взяться. Едешь десятки километров, а вокруг только леса с вкраплениями болот. На одной из остановок для отдыха год назад мы лакомились вкуснейшей брусникой, а в этом году посетовали на отсутствие корзинки: свежайшие маслята. Деревень и населённых пунктов немного, в основном чуть в стороне, но там, где они есть, сразу на обочине появляются продавцы грибов и ягод: морошка, черника, а позднее наверняка будут и брусника с клюквой.
(Здесь должно быть видео, но я не знаю, как его загрузить)
Наконец мы в Северодвинске. Это уже довольно крупный город с населением примерно 160 тыс. человек. И совсем не бедный. Три известных предприятия даже в 90-е работали (в основном по ремонту), а сейчас загружены заказами под завязку. Могли бы сделать и больше, но сказывается нехватка персонала. По словам наших друзей не хватает примерно 10 тыс. рабочих. И не просто рабочих, а специалистов. При этом дорога на Архангельск утром и обратная вечером забиты до отказа. Видимо кому-то легче протирать штаны в офисе, чем стоять у станка. Хотя зарплаты на заводах – Москва может позавидовать.
В городе есть всё. Ухоженные парки, спортивные центры, бассейны, любые магазины. Дороги ровные, там, где можно, идет их расширение со строительством новых мостов через рукова Северной Двины. Огромный песчаный пляж здесь тоже совсем не лишний. В прошлом году друзья прислали нам фото пляжа с вопросом: где это? Тот май был безумно жарким даже по меркам средней полосы, что уж говорить про Северодвинск. И на пляже яблоку было негде упасть. Море здесь мелкое, прогревается хорошо и быстро, и резвящихся в нем детей приходилось периодически выгонять на берег. Правда, некоторые начинают купать чуть ли не в начале мая, когда сходит лёд…
Чтобы довершить впечатление, расскажу о наших друзьях. Они пенсионеры, ранее работали на одном из главных заводов. С осени по весну регулярно совершают поездки по стране на тысячи километров – пенсии хватает. И уезжать на юг точно не собираются.
Вывод один – город живёт полноценной жизнью.
Едем дальше на Онегу. Вот здесь есть заметные отличия. От Северодвинска до Онеги ведёт единственная дорога. Из 160 км примерно 110 грунтовки. Если до 96 километра она более-менее терпимая, то далее дело дрянь, особенно в дожди. В одну из первых поездок мы ехали на автобусе более 5 часов. В советское время и до середины 2000-х туда ходила электричка, точнее – мотовагон: от Обозёрской до Онеги и даже до Архангельска дорога не электрифицирована. Потом её отменили – не выгодно, а на людей наплевать. Однако и здесь есть перемены. В прошлом году “электричку” возродили вновь.
И в прошлом же году начались работы по ремонту дороги. Ремонт – неподходящее слово, фактически её строят заново: делают отсыпку, земляные и мелиоративные работы по обочинам. К сегодняшнему дню полностью завершены работы примерно на 30 км дороги (ограждение, разметка). Ещё примерно 15 км уложен асфальт, полностью обновлен асфальт в сёлах Кянда и Тамица, отремонтированы мосты через речки с теми же названиями. Полностью дорогу обещают закончить в 2026, а в планах продлить её до Мурманской трассы. Будет дорога – будет жизнь. Впрочем, она есть уже и сейчас.
Онега (население около 17000) производит самое грустное впечатление, но совсем не критическое. Город, как и все предыдущие, чистый, дороги без ям. Дорога со стороны Архангельска ремонтируется, уже проложено порядка 10 км нового покрытия. Работают магазины на все случаи жизни: продуктовые, одежды, электроники, инструментов и малой техники. В порту недавно был построен деревообрабатывающий завод. В день нашего приезда у причала стоял огромный корабль, по-видимому лесовоз. Лесом город может жить ещё многие десятилетия, леса здесь немереные и, похоже, прирастают быстрее, чем их вырубают.
“Наш” пансионат на Кий-острове не простаивает. Хотя изменений в жилищных условиях нет, но, на мой взгляд, улучшилось питание, хотя оно и до этого было вполне приемлемым. Увеличилось количество экскурсий по острову, разнообразились темы, что обусловлено возросшим количеством “однодневников”. Похоже архангельские турагенства организовали немалое количество туров по Онежским деревням, где множество старых деревянных церквей, а энтузиасты возрождают странные народные промыслы. Например, на материке напротив острова находится деревня Ворзогоры с двумя деревянными церквями 17 и 18 веков и колокольня. Правда, попасть туда из Онеги можно либо на кораблике, либо через Мурманскую трассу, проехав 1187 км. В сам пансионат периодически приезжают деятели культуры или проводятся вечера силами отдыхающих. Архангельских бард Владимир Петров всё лето поёт каждый вечер у костра.
Самое подкупающее, что в этом году было немало туристов с юга. Только я встретил и говорил с двумя семьями из Краснодара и Воронежа, и все они говорили, что им здесь нравится.
Обратный путь ничего не добавил в впечатлениям, кроме одного. Оказалось, что самые плохие дороги в Ярославле. Улица возле Глобуса напоминала результат атомной бомбардировки, но это была только одна такая улица. В остальном в городе с дорогами всё в порядке.
Теперь вернёмся к вопросу, поставленному в заглавии. Конечно, город, в котором сосредоточено больше половины финансов страны, имеет значительно больше возможностей, но и расходы там больше. Одно метро требует море средств. К тому же это международное лицо страны. Но и в остальных городах, в том числе и маленьких, жизнь не замерла. Общаясь с людьми, я не заметил, что их тяготит собственное существование, выглядели они вполне жизнерадостными.
Мой вывод такой: да, разница есть, и она вполне заметная, но она является скорее количественной, не качественной. При этом ваше аргументированное мнение я обязательно приму во внимание.
Первая часть здесь.