Часто родители оценивают качество детских курсов через две крайности. Первая: на занятиях должны быть строгость и дисциплина. Вторая: главное — чтобы ребенку было интересно и нескучно. В обоих случаях результата может не быть даже спустя годы: обучение или сопровождается сильным стрессом, который мешает получать знания, или проходит весело, но ребенок так и не узнает ничего полезного.
Где-то между этими крайностями — рецепт идеального обучения, который мы и попытаемся найти.
Поможет нам в этом Татьяна — многодетная мама, 11-летняя дочка которой с пяти лет сама выбирает курсы, учит Python в онлайн-школе Алгоритмика, а еще учится играть на гитаре и постоянно занимается какой-нибудь спортивной активностью.
Первый шаг: узнаём, чего хочет сам ребенок
Ни один курс Татьяна не выбирала сама: инициатива всегда идет от Марты. В семь лет она сама заинтересовалась программированием и попросила записать ее на обучение.
На самом деле так делают почти все дети. Кто-то из друзей похвастался своим хобби в школе, ребенок увидел что-то крутое на Ютубе или подсмотрел увлечения любимого героя — и сразу интересно попробовать что-то новое. Важно не гасить энтузиазм, а дать ребенку возможность на собственном опыте протестировать разные курсы.
Почти все предлагают бесплатные пробные занятия, поэтому для этого даже не придется рисковать деньгами — достаточно только выделить немного времени, чтобы на них записаться.
Чтобы не нарваться на мошенников в образовательной сфере, обязательно предварительно изучите отзывы и рейтинг той школы, куда планируете отдать ребенка. Еще лучше — поговорите с другими родителями.
Детская инициативность имеет свойство улетучиваться, если что-то идет не так. Плохие курсы могут отбить охоту к учебе, хотя на самом деле ребенку изначально выбранное направление может подходить идеально.
Если с отзывами и рекомендациями всё хорошо, но тестовое занятие не зашло, можно попробовать такие же курсы, но в другом месте. Возможно, дело в преподавателе или в неудачно выбранной теме для вводного урока. В любом случае сразу забрасывать идею не стоит — дайте ей второй шанс. – Татьяна, мама Марты.
У многих из нас есть не самый приятный опыт, когда родители в свое время настояли и заставили ходить в ненавистную музыкалку/художку/секцию (подставить свое), хотя хотелось совсем другого. Думаем, не стоит напоминать, куда мы всё это забросили, как только ослаб родительский контроль. Поэтому, даже если идея кажется вам глупой и нелепой, — дайте ей шанс.
Второй шаг: оцениваем процесс обучения
От тестового у ребенка восторг? Можно оплатить обучение на один-два месяца. Этого срока более чем достаточно, чтобы понять, не угасает ли желание заниматься и действительно ли обучение идет на пользу ребенку.
Обучение идет хорошо
- Если ребенок идет на очередное занятие с горящими глазами — значит, ему всё еще интересно, он хочет узнать что-то новое и готов учиться.
- Если после занятия ребенок выходит собранным и в хорошем настроении. При этом всегда готов поделиться результатами и с охотой рассказывает, чему научился.
- Если ребенок не только посещает уроки, но и засиживается дополнительно: самостоятельно изучает что-то еще по предмету, старается вникнуть и узнать больше даже там, где это необязательно.
Преподаватель должен выстроить процесс таким образом, чтобы ребенку было интересно и знания усваивались без лишней нервотрепки, давления и манипуляций.
Как приятный бонус — улучшение школьных оценок и, как в случае с программированием, создание хорошего задела для будущей профессии.
Обучение идет плохо
- Если ребенок каждый раз не хочет идти на занятия и делает всё из-под палки. К лени это не имеет никакого отношения: ему может быть тяжело, неинтересно, некомфортно с преподавателем — и еще сотни причин.
- Если ребенок идет на занятие с охотой, но выходит с него с потухшими глазами. Это также говорит о том, что с процессом обучения не всё гладко.
- Если ребенку нравятся занятия, он с удовольствием на них ходит, но не получает знаний: не может рассказать, что именно проходили, чем занимались, что узнали.
Если не соблюдается баланс между интересом, знаниями и строгостью, курсы в большинстве случаев будут бесполезны.
Третий шаг: уходим с плохого курса вовремя
С хорошими курсами всё радужно и понятно: остаемся до тех пор, пока есть настроение и результат. Если же всё складывается не в пользу ребенка, курсы или преподавателя нужно менять.
В этом нет ничего страшного или неловкого: отказываясь от услуг преподавателя, вы никак не умаляете его опыт и не принижаете его заслуг. Просто не сработались — так бывает.
«Для меня важно, чтобы занятия проходили спокойно, а материал подавался интересно и доходчиво. Я против „строгости и дисциплины“. Мои дети достаточно ответственны и самостоятельны, и не нужно на них наседать, для них это не сработает.
Однажды у нас учительница по музыке была, возмущалась, что Марта ее не слышит, — у нас не получилось сотрудничать.
Были и другие истории, когда преподаватель с виду добрый и интересный, но знаний не дает. Например, была педагог по истории, которая плохо знала свой предмет. Дочки дополнительно что-то читали, а потом говорили: „Мам, а почему факты не совпадают?“
А вот уроки в Алгоритмике дочь даже не воспринимает как „уроки“ и регулярно уделяет время программированию даже во время каникул. Это хороший знак, к тому же у Марты благодаря занятиям улучшаются навыки работы с компьютером и появляется фундаментальное понимание технических предметов — математики, физики и т. д. Польза — налицо» – Татьяна, мама Марты.
Оплату занятий, от которых вы отказались, как правило, можно полностью или частично вернуть. Почти все школы в этом вопросе идут навстречу родителям.
Поделитесь в комментариях: на что вы ориентируетесь, когда отдаете своих детей на курсы?