Найти в Дзене
ВТБ Страна

Полочное кино СССР: 5 фильмов, которые не пускали в прокат

Оглавление

Команда проекта «ВТБ — России» вспоминает пять советских фильмов, которые долгие годы ждали выхода. Несмотря на запреты цензоров, они все равно дошли до зрителя и стали событием в истории отечественного кинематографа.

«Андрей Рублев», реж. Андрей Тарковский. 1966 → 1971

Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублева на съемках фильма «Андрей Рублев» © РИА Новости
Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублева на съемках фильма «Андрей Рублев» © РИА Новости

«Андрея Рублева» ругали по множеству причин: чиновники обвиняли Тарковского в искажении истории, пропаганде насилия и жестокости, в неверном изображении народа, который слишком много страдает в кадре. А главный герой — не просто художник, а иконописец, что настораживало власть страны, где отрицали церковь. Фильм приходилось бесконечно переделывать. «Опять поправки по „Рублеву“. Сил уже нет! Не выдержал и поскандалил немного», — писал Тарковский в дневнике в 1971 году. Актеры вкладывались не меньше режиссера: Ролан Быков сам сочинил танцы и частушки для роли скомороха, а Анатолий Солоницын четыре месяца не разговаривал, чтобы в сцене, где его Рублев нарушает обет молчания, голос звучал слабым.

Несмотря на «травлю» фильма и съемочной группы в СССР — именно так это описывал Тарковский, — «Андрей Рублев» все равно попал в Канны. Его показывали вне конкурса, ведь председатель Комитета по кинематографии отказался отправлять картину на фестиваль. Чиновник утверждал, что фильм «может быть извращенно истолкован французской общественностью».

Но «Рублева» приняли с восторгом. «В зале негде было упасть и гвоздю. Сидели в проходах, на лестницах, на сцене», — вспоминал бывший сотрудник «Совэкспортфильма», который был на премьере. Во множестве европейских газет появились заметки о фильме, но советская пресса продолжала молчать. Когда в 1971 году фильм все-таки вышел в ограниченный прокат, в городах было невозможно найти афиши или объявления об этом событии. Но кинозалы все равно были полные.

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», реж. Андрей Кончаловский. 1967 → 1987

Кадр из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»
Кадр из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»

Свой второй фильм Кончаловский решил максимально приблизить к жизни. «Асю Клячину» он снимал в основном с непрофессиональными актерами, звук писали синхронно, а актриса Ия Саввина во время съемок жила в деревенской избе. Исполнитель роли Саши Чирунова работал электриком, а на груди носил татуировки с профилями Сталина и Ленина.

Зрители и киноведы полюбили фильм за неподдельную искренность людей, прошедших войну и лагеря. Герои советских фильмов наконец-то могли быть несчастными, а не излучать уверенность, стойкость и силу духа. Но к правде, которую оценил народ, не было готово руководство киностудии и цензоры. Кончаловский показывал людей такими, как они есть, поэтому на экране были персонажи с инвалидностью и физическими увечьями, а главную героиню Асю сделали хромой.

Жители села Кадницы и съемочная группа сдружились, вместе отмечали праздники, для которых коллективно накрывали стол. Первый показ фильма тоже прошел в селе. «От восторга чуть кинотеатр не разнесли», — рассказывала Ия Саввина. Коллеги-кинематографисты тоже оценили смелость режиссера. Андрей Кончаловский делился:

«Правда вообще была исключена из обихода искусства, даже кинодокументалистики. Потому картину и восприняли как революцию. Потому Смоктуновский на премьере в ленинградском Доме кино прямо на сцене стал передо мной на колени. Потому со Шкловским на просмотре в момент сцены похорон деда случился сердечный приступ. Потому же картину и запретили».

В 1994 году Кончаловский снял продолжение истории Аси, фильм «Курочка Ряба». Героиня превратилась в сварливую тетку с папиросой, разговаривающую с курицей. Воспитанная в деревне, Ася борется с влюбленным в нее капиталистом.

«Долгие проводы», реж. Кира Муратова. 1971 → 1987

Кадр из фильма «Долгие проводы»
Кадр из фильма «Долгие проводы»

Запрет «Долгих проводов» был загадкой для Киры Муратовой. История сложных отношений матери и взрослеющего сына не кажется антисоветской, но в ней все равно углядели «несоциалистический, мещанский реализм». Исполнительница главной роли Зинаида Шарко рассказывала, что сценарий повторял ее жизнь. В то время она сама воспитывала сына-подростка и часто ссорилась с ним, а мальчик обижался, думая, что Шарко репетирует роль.

Режиссеру так и не назвали конкретных причин запрета: «Вы и сами знаете почему…» Но догадаться, что вызывало негодование комиссии, несложно. Герои слишком меланхоличные, танцуют не так, говорят не так, а начинается фильм и вовсе на кладбище. Такое упадничество не вписывалось в советское кино, проникнутое героизмом и светлой надеждой.

После «Долгих проводов» Кире Муратовой семь лет не давали снимать. У нее отобрали пропуск на студию и понизили в должности. Сначала она работала инженером по научной организации труда, потом библиотекарем и музейным хранителем. Фильм же уничтожали, сохранилось всего три копии: во ВГИКе, у Муратовой и у Шарко. Правда, ее копия была для глухонемых — с субтитрами.

«Одинокий голос человека», реж. Александр Сокуров. 1978 → 1987

Кадр из фильма «Одинокий голос человека»
Кадр из фильма «Одинокий голос человека»

Дебютный фильм Александр Сокуров снял по мотивам нескольких произведений Андрея Платонова. Это была дипломная работа режиссера, и комиссия не хотела его аттестовывать, а фильм и вовсе приказали уничтожить. Пленки выкрал оператор Сергей Юриздицкий и хранил их десять лет, после чего фильм вышел в прокат. Юриздицкий рассказывал, что для работы над фильмом вдохновлялся живописью Петрова-Водкина, а пленку намеренно засвечивал, чтобы получить особенный цвет и плотность кадра. Это было рискованно, ведь бюджет фильма был крошечным, а количество пленки не было рассчитано на эксперименты.

Администрация ВГИКа укоряла Сокурова в том, что он порвал с «героическими традициями искусства 20-х годов». При этом комиссии было сложно указать на конкретные ошибки фильма, потому что он был недостаточно радикален для прямых обвинений. Ведь в центре сюжета — красноармеец, который вернулся с Гражданской войны. Но в его истории не было нужного уровня пафоса, а революция показана как разрушение, а не благо: деревня в руинах, а люди похожи на призраков.

«Проверка на дорогах», реж. Алексей Герман. 1971 → 1986

Кадр из фильма «Проверка на дорогах». Киностудия «Ленфильм». Ролан Быков (справа) в роли Ивана Локоткова, артист Анатолий Солоницын (слева) в роли майора Петушкова © РИА Новости
Кадр из фильма «Проверка на дорогах». Киностудия «Ленфильм». Ролан Быков (справа) в роли Ивана Локоткова, артист Анатолий Солоницын (слева) в роли майора Петушкова © РИА Новости

Этот фильм Германа запретили на 15 лет из-за дегероизации участников Великой Отечественной войны. Герман показывал солдата, сдавшегося в плен немцам, а после бежавшего от них к советским партизанам. Цензоры не могли оставить без внимания сочувствие, которое можно испытать к этому герою, потому что таких людей считали предателями.

Фильм основан на повести «Операция “С Новым годом!”» Юрия Германа, отца режиссера. Юрию не нравилось это произведение и он отговаривал сына писать сценарий по нему. Но режиссер настоял, и писатель начал работу, а потом передал ее сценаристу Эдуарду Володарскому. Тот тогда подрабатывал грузчиком на сахарном заводе. Вместе с Володарским Герман отсматривал хронику. Так они готовились к съемкам: изображение реальных партизан должно было помочь доработать сценарий и подобрать актеров. В хронике они находили умолчания. Все партизаны в кадре одеты в советскую форму, хотя на самом деле носили немецкое обмундирование. Герман признавался, что намеренно снимал нечто непохожее на традиционное кино о войне: «Мы смотрели эти фильмы, и бесились, и делали в пику».

Фильмы, пролежавшие несколько лет на полке, все равно нашли зрителя. Имена Германа, Тарковского, Муратовой и других режиссеров, чьи произведения запрещали, олицетворяют борьбу художника за свои принципы и за искренность искусства. Узнать больше об истории советского кино и героях-бунтарях и безпризорниках можно в записи онлайн-лекции «Детство в советском кино» на платформе ВКонтакте в сообществе ВТБ.